На сегодняшний день серия Silent Hill насчитывает 9 игр. Первая вышла ещё в 1999 году, тогда как последнюю мы видели в 2012-м. На самом же деле игр должно было быть 10. Куда же пропала та самая девятая часть? Она сошла на нет вместе с P.T. — интерактивным тизером, который Хидео Кодзима создал для анонса новой части Silent Hills совместно с Гильермо дель Торо ещё в 2014 году. Так что же это было?
СМОТРИ ЭТО ВИДЕО НА YOUTUBE
Это 30-секундное видео с минимальным количеством графики, которое рассказывает об игре не больше, чем вы сами? В большинстве случаев — да, но не у Хидео Кодзимы. Для новой Silent Hill, которую он должен был создать, его студия вместе с дель Торо разработала первый в мире интерактивный тизер. Это была отдельная игра под названием P.T. — то есть Playable Teaser (играбельный тизер), которую можно было бесплатно загрузить в PlayStation Store. Игра представляла собой хоррор-головоломку. Если её удавалось пройти полностью, игрок видел полноценный анонс новой части Silent Hill от Кодзимы с Норманом Ридусом в главной роли.
В 2012 году Кодзима в сервисе Twitlonger опубликовал запись, в которой предложил использовать свой движок FOX Engine в качестве основного движка для новой Silent Hill, поскольку его темп идеально подходил для хоррора. Через месяц ему позвонил директор компании Konami и предложил поработать над новой частью серии. Хидео сразу же согласился, поскольку давно был поклонником серии. Однако он опасался неудачи. В одном из интервью он признался, что не является большим фанатом жанра хоррор, потому что его легко напугать. Сможет ли пугливый человек создать по-настоящему страшную игру? В том же интервью он заявил, что существует особый тип ужасов, создать который могут только пугливые люди. И в этом он оказался абсолютно прав.
В студию Кодзимы перешли несколько разработчиков, ранее работавших над разными частями Silent Hill. Среди них был Масахиро Ито — арт-директор и геймдизайнер, создавший монстров для первых трёх частей. Дель Торо уговорил звезду "Ходячих мертвецов" Нормана Ридуса принять участие в проекте — он озвучил героя и участвовал в захвате движений. Сам дель Торо давно хотел попробовать себя в игровой индустрии, и только теперь ему выпал масштабный шанс продемонстрировать свой талант перед игровым сообществом. Он так серьёзно отнёсся к проекту, что даже назвал его "работой всей моей жизни".
В 2014 году Sony неожиданно показала первый в мире интерактивный тизер P.T. на выставке Gamescom. Казалось, что игру разработала студия под названием 7780, и представленный тизер — лишь малая часть масштабного AAA-проекта. Тизер показывали с записанной реакцией игроков — как мужчин, так и женщин. Авторы называли своё творение самым страшным хоррором всех времён и не стеснялись столь громких заявлений. Тизер сразу понравился публике, тем более что его можно было бесплатно скачать в PlayStation Store. Тогда ещё никто не знал, что на самом деле это скрытый анонс новой части Silent Hill с буквой S на конце — Silent Hills. Чтобы его увидеть, нужно было пройти игру до конца, разгадать головоломку.
Название "самого страшного хоррора" быстро закрепилось за P.T., ведь игра действительно была жуткой, клаустрофобной и сюрреалистичной. Хидео рассказывал, что во время разработки они хотели, чтобы игрок "намочил штаны", но позже решили, что нужно добиться того, чтобы он "наложил в них". Дело в том, что в то время хорроры начали больше тяготеть к экшену. Некоторым это пошло на пользу, другие — наоборот, пострадали. Одной из последних оказалась серия Silent Hill, которая превратилась из психологического хоррора в экшен-триллер с элементами ужаса. Кодзима вернул серию к атмосфере первых частей и сумел установить совершенно новый уровень и задать тренд, который позже вдохновил разработчиков масштабных AAA-хорроров. Даже на седьмую часть Resident Evil игра оказала большое влияние, о чём сами авторы говорили. Суть заключалась в следующем — два коридора, временная петля, изменения при каждом прохождении и полное отсутствие информации о происходящем.
В том же 2014 году вымышленная студия 7780 (её название отсылает к площади префектуры Сидзуока, что переводится как "Тихие холмы") показала синематик P.T. на выставке Tokyo Game Show 2014. События в трейлере будто происходили до начала P.T.: главный герой убегал от монстра по длинному коридору и забегал в тёмный подвал — именно там и начиналась игра.
Так о чём же была самая страшная игра всех времён?
В P.T. наш безымянный герой просыпается в тёмной комнате, по которой ползают тараканы. Он открывает дверь, за которой находится длинный коридор. Коридор узкий, но заставлен мебелью, картинами и небольшими предметами, освещён тусклым светом. В конце коридор поворачивает направо — сразу справа находится ванная комната, далее — ещё один комод с радио, входная дверь, вешалка и дверь прямо, ведущая к следующему кругу. Каждый раз мы проходим этот так называемый круг ада, наблюдая за изменениями и открывая для себя что-то новое. В каждом круге в доме что-то меняется, что-то появляется, а что-то — пугает. Прогресс зависит только от того, сможете ли вы найти фрагменты фотографии некой женщины в рамке на стене.
Персонаж не может бегать, говорить или брать предметы в руки. Единственное умение — внимательно рассматривать. Вглядываться в детали — наша главная задача, это делается нажатием одной кнопки. Если приближение сильнее обычного — значит, в этой области что-то спрятано, и нужно это найти. Так мы шаг за шагом будем изучать абсолютно всё в этом жутком доме, продвигаясь вперёд по временной петле.
Детали в P.T. — это самое важное. Абсолютно всё здесь — элементы одного большого пазла. Чтобы понять сюжет, нужно слушать радиопередачу, читать надписи, которые время от времени появляются на стенах, быть свидетелем жутких событий, ранее происходивших в доме. Несмотря на то что в игре нет боевой системы, здесь всё равно можно умереть. В доме будет являться призрак женщины, которая постоянно преследует нас. Она появляется как по скриптам, так и случайно — в основном это зависит от того, сколько времени вы проводите на уровне, чтобы найти нужное место, в которое нужно заглянуть. Это неожиданный скример, который вылезает прямо в лицо и бросает нас обратно в тёмную комнату, с которой всё началось. К счастью, весь прогресс сохраняется, и игрок продолжает исследование.
Призрак мёртвой женщины зовётся Лиза — одна из самых отвратительных и навязчивых фигур в хоррорах. Лиза невидима, но всегда рядом, как будто на расстоянии вытянутой руки. Она постоянно дышит в затылок, отвратительно стонет в ухо и заставляет нервничать и оглядываться. Звуковое оформление P.T. — это настоящий шедевр. Этот стон невозможно забыть — он нечеловеческий, пугающий и тревожный. Игру нужно проходить только в качественных наушниках — звучание здесь действительно невероятное. В основном P.T. пугает именно звуками: от скрипа люстры до плача ребёнка в подвешенном к потолку холодильнике. Пугает игра и визуально — от крайне детализированного образа Лизы до хитрого дизайна уровней: никогда не знаешь, что ждёт тебя за поворотом.
Игра постоянно меняется — со временем света становится всё меньше, персонаж начинает быстро бегать. Но это временно, так как после нахождения нужного элемента запускается следующий круг, который может состоять из нескольких. В одном ничего не происходит, во втором появляется какая-то метка на картине, а третий подводит к кульминации. В игре множество интересных образов и метафор. Холодильник, из которого доносится плач ребёнка и льётся кровь — это утроба матери, потерявшей ребёнка. Так о чём же рассказывает P.T.?
Из радиопередачи мы слышим рассказ о семье, которую убил отец. Однажды он взял дробовик и застрелил жену и детей. Жена была беременна. Затем ведущий говорит о другой похожей истории, где убийцей также оказался отец. Когда приехала полиция, он спокойно сидел в машине и слушал радио. Кто наш главный герой — неизвестно, ведь будущая Silent Hills была лишь на стадии концепта. Авторы даже не могли ответить, будет ли игра от первого или третьего лица. В некоторых источниках упоминалось, что вид можно будет переключать. Возможно, мы — один из тех двух мужчин, которые убили свою семью. Или, возможно, мы — детектив, пытающийся разгадать головоломку. По мере прохождения мы узнаём разные факты и видим ситуацию с разных ракурсов. Лиза — это призрак женщины, погибшей здесь. Она была беременна, об этом говорит эмбрион в умывальнике. В одном из кругов он говорит, что тебя уволили с работы, ты начал пить, а жена работала в забегаловке. Она была беременна. Ты избил её, а затем — отрезал ей голову в ванной. Над одними из дверей появляется надпись: "Прости, Лиза, это всё монстр во мне." Всё, что нас окружает — это временная петля, некое чистилище, из которого не могут выбраться мучители.
Чтобы пройти P.T., нужно найти все фрагменты фотографии. При нахождении фотографии на экране появляются надписи на разных языках. Их нужно перевести и собрать в одно стихотворение, чтобы разгадать финальную загадку. Детали, детали и ещё раз — детали. Ещё одним ключом являются так называемые экраны смерти, которые появляются время от времени. Там тоже есть надписи и информация, указывающая на нужное имя. В самом конце нужно выполнить правильную последовательность действий, затем произнести в микрофон геймпада одно из двух имён несколько раз, чтобы увидеть истинную концовку и анонс Silent Hills. Кодзима полагал, что на разгадку уйдёт около недели, но её раскрыли в день выхода тизера.
Через некоторое время появилась важная новость — Кодзима уходит из Konami из-за конфликта с руководством. Таким образом, он не будет работать над новой Silent Hill. Интерактивный тизер P.T. удаляют из PlayStation Store, что вызывает бурю недовольства среди фанатов. Позже установленные копии игры вместе с консолями продавались на eBay за $1500. Кодзима и дель Торо до сих пор разочарованы произошедшим. Недавно дель Торо написал об этом в Twitter, оставив комментарий под постом юбилея Silent Hill — F.K., то есть fuck Konami. Он утверждал, что это должна была быть по-настоящему эпохальная игра. Буква S в конце Silent Hills, по словам Кодзимы, указывала на множественное число. Возможно, мы получили бы не одну Silent Hill, а сразу несколько, как это было в P.T. Главный герой в тизере проводил расследование, находясь сразу в нескольких измерениях, на что указывает пульт в комнате и множество отметок о проведённых днях. Что-то подобное могло бы появиться и в игре — но об этом мы узнаем ещё не скоро.