На сегодня серия Сталкер успела стать большой. Игры расходятся миллионами копий по всему миру и за время своего существования успели стать не просто одними из любимых, а родными. Даже само слово «зона» сразу проходит через призму видеоигр и превращается в огромный, странный и опасный мир, который живет по своим правилам. Как ученик превосходит своего учителя, так серия игр Сталкер затмила оригинальный источник, на котором и была основана – повесть братьев Стругацких под названием «Пикник на обочине». Там тоже есть Зона, сталкеры, аномалии и артефакты, вот только вместо винтов — кидают гайки, вместо Чернобыля — вымышленная англоязычная страна, вместо тысячи сталкеров — единицы, чьи вылазки — редкость. В обеих Зонах есть живые мертвецы, но они разные; в обеих есть артефакты, но работают по-разному. В этом видео я расскажу вам об общем и отличном между Зонами обоих Сталкеров, а также поговорим и о варианте Зоны в одноименной ленте Тарковского. Я Андрій Безсовісний, вы на ARTLINE PLAY, a перед дайвом напомню, что купить топовый игровой ПК всегда можно на Артлайн. Лови скидку на геймерскую периферию от ASUS до 30% в течение 16 дней!
СМОТРИ ПРЕМЬЕРУ НА YOUTUBE
Не будет секретом, что серия Сталкер основана на повести «Пикник на обочине». Этот факт не мешает обоим мирам быть абсолютно разными. Всё же Зона Сталкер и Зона Стругацких во многом перекликаются, как визуально, так и идейно. Это отдельный мир с собственными правилами, и если мир Стругацких — это окно к звёздам, то мир Сталкер — отражение нас самих.

Зона Стругацких появилась благодаря неизвестной инопланетной цивилизации, которая посетила Землю. Никто толком и не понял, что произошло — пришельцев не увидели, зато увидели после них шесть странных Зон периметром в районе 50 километров. Зоны были опасными, ведь там, где они появлялись, исчезало всё живое, а физические свойства пространства менялись. Начали появляться артефакты с непонятными характеристиками и смертельно опасные аномалии. Важно отметить, что такие Зоны навсегда приковывали к местам контакта местных жителей. Если человек, переживший посещение, то есть момент создания Зоны инопланетянами, покидал то место и переезжал, например, в Детройт, там начинали происходить страшные катаклизмы, которых никогда не было, а все, кто имел контакт с этим человеком, умирали при загадочных обстоятельствах. Именно поэтому было принято решение не разрешать выезд или так называемую эмиграцию жителям поблизости таких Зон, тогда как все остальные, рождённые там уже после посещения, не страдали подобным недугом.

Зону огородили периметром, так как начали появляться первые сталкеры, которые ходили туда и выносили хабар — странные артефакты с неизвестными свойствами. Со временем проникнуть в Зону стало крайне сложно, ведь её хорошо патрулировали, и в отличие от Зоны игры Сталкер, здесь первые походы были наподобие полёта в космос — за научными работниками, идущими в вылазку в Зону, наблюдали тысячи глаз, а если они возвращались живыми, становились широко известными. Научным работником, а именно лаборантом Хармонтского филиала Международного института внеземных культур, в начале книги является главный герой — сталкер Рэдрик Шухарт по кличке Рэд или Рыжий. События книги охватывают периоды его жизни от 23 до 31 года. Рэд водит в Зону за деньги, имеет жену и ребёнка-мутанта, которые всегда рождаются у сталкеров, и при этом он имеет достаточно денег, чтобы о них не думать. Первую вылазку Стругацкие описывают, когда ему было 23. И тут мы видим Зону — место по-своему чарующее и опрятное. В отличие от Зоны Сталкера, гротескной, тёмной, постоянно мокрой, чьи отголоски прошлого давно покрылись коррозией, Зона Стругацких — место красивое и живописное. Оно никак не изменилось с момента посещения, словно там нет времени.

«Так глянешь на неё — земля как земля. Солнце на неё как на всю остальную землю светит, и ничего вроде на ней не изменилось, всё как тридцать лет назад…
… на асфальтовой площадке грузовики стоят. Тринадцать лет стоят и ничего им не делается»

Также там нет радиации и нет пси-излучения, которое в игре имеет важную роль. В Зону Стругацких сталкеры ходят без особых защитных костюмов, но такие существуют и используются учёными, стоят очень дорого и напоминают больше костюм космонавта, чем сталкера. Такие костюмы хорошо защищают от аномалий, но не дают неуязвимости или 100% гарантии, что мы видим уже в начале книги — в защитном костюме сталкер Кирилл наступает на аномалию — обрывает тонкую почти невидимую нить, напоминавшую паутину, а уже через пару часов умирает от сердечного приступа в душе. Не только костюмы выглядят по-другому, но и сами аномалии. В играх Сталкер они максимально эпичны, тогда как в книге они вообще почти незаметны, но максимально смертельны. В книге они деликатны: это может быть ползучий туман, яма с желеподобной субстанцией, большое кольцо с жаром. Упомянутых аномалий всего лишь четыре, хоть намёки там были и на другие, и одну из них — мясорубку, мы можем увидеть в Сталкер почти в таком же виде. Артефакты тоже здесь работают иначе. Если в играх это по факту органика, которую порождают аномалии, то в книгах — это старые предметы нашего быта, наделённые необычными свойствами, о которых никто не знает. Артефакты здесь не дают скорость бега и стойкость к пулям, они вообще ничего не дают, лишь продаются за большие деньги разным исследователям и коллекционерам на чёрном рынке. В книге говорится лишь о том, что некоторые из них имеют положительные свойства, тогда как некоторые лучше вообще никогда не трогать. Профессор Пильман поговаривает, что вполне вероятно существование артефактов, которые могут уничтожить человеческую цивилизацию, но пробовать всё равно стоит, так как шанс уничтожения всегда существует. В играх Сталкер артефакты — это органика, так называемый продукт выработки аномалий, их плод. Лишь в Сталкер 2 GSC дошли до бытовых артефактов: детский мяч, старый черпак, гайка и так далее, но сразу сделали их легендарными. Нужно подчеркнуть тот факт, что такой артефакт, как пустышка, перекочевал в Сталкер в том же виде, что был у Стругацких, как и множество разных названий.

Артефакты стоят дорого, но отыскать их здесь довольно просто, благодаря чему сталкеры неплохо зарабатывают. Однако вылазки довольно редки из-за того, что Зону хорошо охраняют, за проникновение дают срок, а внутри периметра долго находиться нельзя. Сталкеров тоже немного, но и те дохнут как мухи, потому что, как говорит сама книга, покинуть Зону — это настоящее счастье и везение. Словно Зона сама решает, пройдёшь ты или нет, но у Стругацких она не предстает такой, как в Сталкере. В Сталкере Зона — это живой организм и фактически один из персонажей, тогда как у Стругацких это лишь определённое место. Да, оно имеет свой магнетизм и свою чарующую атмосферу, но Зона в книге не персонифицируется по человеческому подобию. В Сталкере Зона — это результат неудачного эксперимента с ноосферой. Она такая из-за самого места, страшных экспериментов, катастроф и страданий в нём, а также из-за нас — людей, из-за всего хорошего и плохого, что есть в нас, в большинстве — из-за плохого. У Стругацких это всё ещё непонятное и неизученное место с неизвестным предназначением, которое было оставлено на произвол пришельцами. Человечество до сих пор не знает, следят ли они за нами через Зону, или это телепорт в другой мир, или это просто пикник на обочине.

«Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, поляна. С просёлка на поляну съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото-киноаппараты... Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали за происходящим, выползают из своих укрытий. И что же они видят? На траву понатекло автола, разлился бензин, разбросаны ненужные свечи и масляные фильтры. Валяется тряпьё, перегоревшие лампочки, кто-то потерял разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то незнакомом болоте... ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные фантики, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то складной нож, старые, порванные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян...»

Учёный пытается объяснить, что для инопланетян это мог быть просто случайный пикник на обочине галактики или вселенной. Мол, они могли даже не заметить нашего существования, а после себя оставили разный мусор, который даст нам ответы на старые вопросы. Это позволит человечеству сделать рывок в развитии, но перед ним всё равно встанут новые вопросы, которые снова загонят в тупик.

«Язва оказалась не такой уж и язвой, а скорее сокровищницей. Теперь уже никто и не знает, язва ли это, или сокровищница, адское искушение, шкатулка Пандоры, дьявол… Пользуются понемножку»

Самое интересное, что со временем целый мир постепенно остыл к Зонам, а их, напомню, шесть, и про другие почти ничего не рассказывается, разве что там могут быть другие аномалии и артефакты, которые отличаются от артефактов и аномалий в Зоне Хармонт. Кстати, вымышленный город Хармонт находится в вымышленном англоязычном государстве где-то возле Канады, где и происходят события.

«Он знал, что миллиарды и миллиарды ничего не знают и ничего не хотят знать, а если узнают, то ужаснутся минут на десять и снова вернутся к своему»

Перед тем как сказать, что Зона у Стругацких позиционируется учёными и сталкерами как окно в будущее, нужно упомянуть о том, что она умеет поднимать мёртвых. Зона у Стругацких по неизвестным причинам поднимает мёртвые изуродованные тела и налепляет на них плоть, а потом те возвращаются в свои дома. Это довольно странный ход, который в игровой серии обыгрывается куда лучше за счёт пси-излучения. Также упоминается о людях в горах, которые сумели пережить посещение и мутировать, чтобы приспособиться к жизни в Зоне, но о них говорится лишь один раз. Во всём остальном в книге было много намёков на разного рода существ, но без какой-то конкретики. Зона здесь вообще очень мало описывается конкретно. Пейзажных описаний минимум, тогда как куда больше смешанных мыслей Рэда Шухарта.

Зона у Стругацких позиционируется учёными и сталкерами как окно в будущее, как окно в другой мир. Для сталкеров это здесь что-то вроде бога и благодати, но об этом чуть позже. Важно отметить и тот факт, что в отличие от Зоны в Сталкере, у Стругацких никто не ходит в вылазку с оружием. Ведь здесь просто не в кого стрелять. В Зоне нет людей, а наткнуться на других сталкеров почти невозможно, потому что туда ходят единицы и ходят редко. Перестрелка может быть разве что с пограничниками, но те боятся заходить в Зону. В Сталкере же совсем другие правила, ведь это в первую очередь шутер — в противном случае получилось бы что-то вроде Death Stranding. В обеих Зонах места аномалий постоянно меняются, из-за чего бывшие безопасные пути перестают быть таковыми. В обеих есть воздушные аномалии. В играх такие изменения объяснили выбросами, тогда как в повести никаких выбросов нет. Зато есть исполнитель желаний. В игре это Монолит — пси-установка, созданная человеком, а в повести — Золотой Шар, настоящий исполнитель желаний. Вот только желания Шар исполняет сокровенные, истинные, настоящие. Именно поэтому часто те, кто загадывал желания, не просто получали не то — они попросту исчезали. Всё же в книге, как и в игре, на протяжении всего сюжета утверждается, что это легенда, легенда, которая становится правдой в конце. Но для того чтобы дойти туда, нужно отдать жертву — Золотой Шар охраняет аномалия мясорубка, в которую нужно пустить приманку, чтобы та активировалась, разорвала её и открыла проход. Не объясняется, почему нельзя просто кинуть гайку или камень, поэтому вот так. В играх Монолит вообще не исполнял никаких желаний, а лишь зомбировал и навевал иллюзию, которая зависела от стиля геймплея. Здесь же даже стиль геймплея не помогал, потому что Золотой Шар всегда знал, чего ты истинно желаешь в душе. И в этом вся трагедия.

Рэдрик Шухарт, главный герой повести, водит людей в Зону за деньги и делает вылазки за хабаром. Таких, как он, называют «помеченный Зоной», то есть бывалый сталкер, который многое знает. Отсюда GSC и взяли отсылку на Меченого в «Тени Чернобыля». Рэдрик Шухарт любит Зону и знает её. Он делает успешные вылазки на протяжении лет, ведь он очень осторожен и старается не нарушать гармонию Зоны. Книга демонстрирует его трансформацию — он становится тем, кого раньше ненавидел, а его цель приводит его к пониманию, что у него никогда не было цели. Все его действия мотивированы любовью к Зоне, и в этой любви он боится признаться даже самому себе. Сталкеру хорошо лишь в Зоне, и хоть он действительно хотел бы помочь своему ребёнку благодаря Золотому Шару, а человечеству — благодаря Зоне и артефактам из неё, он понимает, что настоящее его желание — это не счастье для всех, а счастье для себя. А что для сталкера счастье? Быть с Зоной.

Подобные аналогии приводит и игровая серия Сталкер. Какой бы страшной и опасной ни была Зона, сталкеры любят её и тянутся к ней. Ярким примером идеи быть с Зоной навсегда является Стрелок. В Сталкер 2 его мотивы достигают точки апогея, а если пойти его путём, то Зона и вовсе станет частной. Но что делает сталкера сталкером? Как говорил Шрам — любопытство. Стругацкие писали, что просто природа человека такова — так или иначе кто-то да стал бы исследовать Зону, кто-то да влюбился бы в неё и не смог бы без неё жить. Эту идею, а именно довольно личное её раскрытие, Стругацкие демонстрируют уже в сценарии к одноимённому фильму Андрея Тарковского «Сталкер», который вышел в 1979 году. Но прежде всего я должен привести довольно меткую аналогию с Уолтером Уайтом из сериала «Во все тяжкие». Рэдрик Шухарт — почти аналог Уолтера Уайта, который сначала делает всё ради денег, затем входит во вкус, богатеет и начинает получать удовольствие от самого процесса, а в конце понимает, что уже не имеет цели и делает всё лишь ради себя.

К слову, что Стругацкие, что Тарковский имеют прямое украинское происхождение. Стругацкие четыре раза переписывали сценарий, так как тот не нравился Тарковскому, а последний вариант, который они называли наиболее «грубым» и вообще не думали, что он ему подойдёт, так понравился Тарковскому, что тот был просто в восторге. И не зря, ведь сценарий фильма прекрасно проясняет истинные мотивы Рэда Шухарта.

Перед этим должен сказать, что существует теория, которая объясняет Рэда Шухарта как коммунизм, как Совок, болото, в котором застыли люди и не имеют спасения с лозунгом «счастье для всех», чьи дети рождаются испорченными мутантами. Это вполне подходит в качестве подобной аллюзии, но это уже немного другая тема.

Зона в видении Тарковского отличается как от Зоны Стругацких, так и от Зоны Сталкер. Её художественным прототипом, как по мне, стала последняя глава «Пикника…» с буйной зелёной растительностью, бесконечной колеёй и шпалами, густым туманом. В фильме Рэд не богатый, а очень бедный, ведь водит людей в Зону за идею, хоть и берёт определённые деньги. Все они ищут комнату желаний, которая тоже исполняет лишь самые сокровенные желания. Уже у Тарковского Зона приобретает персонификацию.

«Стоит тут появиться людям, как всё идёт в движение…
Это Зона. Может показаться, что она капризная. Но в каждый момент она такая, какой мы её сами сделали, своим состоянием»

Уже в сценарии к фильму Тарковского братья Стругацкие более настойчивы в том, что именно Зона решает — пропускать тебя или нет. Это философское кино, главный вопрос которого заключается в вопросе: «Действительно ли мы хотим того, чего хотим, или на самом деле мы сами не знаем, а это что-то всю жизнь управляет нами?». В картине для главного героя весь мир — тюрьма, лишь в Зоне он свободен. Именно поэтому он ничего и не просит. Фильм раскрывает открытый финал повести — если бы счастье было для всех, не было бы несчастья, а значит мы не смогли бы оценить счастье. Одно не существует без другого. Именно так говорит финальный монолог картины. Часто желанный ответ, который кажется ключом к счастью и который хочешь получить, может стать вещью, которая разрушит весь смысл твоего существования. Ведь если ты знаешь, что ты гениальный, зачем тебе уже писать?

Истинный финал Сталкер 2 раскрывает концепцию нескольких Зон Стругацких. Вопрос лишь в том, какими они будут, ведь они должны существенно отличаться от Чернобыльской Зоны. Но это уже тема отдельного ролика.
- ну а встретимся на ARTLINE PLAY!