В Зоне не стоит спрашивать «Что у нас сегодня на обед?», ведь обедом можешь стать ты. Ступив на её территорию, ты сразу же становишься легитимной целью для 15 мутантов, которые тут ошиваются. И все они имеют свои методы охоты: одни бегут напролом, другие хитрят и заходят сзади, а некоторые уже давно поджидают вас, чтобы с большим вдохновением залезть вам в голову.
СМОТРИ ЭТОТ РОЛИК НА YOUTUBE
За время существования канала ARTLINE PLAY, я неоднократно выпускал ролики о происхождении мутантов в Сталкер. Если обобщить, их можно разделить на два типа: искусственные, то есть созданные человеком, и натуральные, то есть те, которые мутировали после контакта с ноосферой. В этот список также любят добавлять категорию «происхождение неизвестно», но на самом деле это бред, так как мутанты этой категории тоже относятся к искусственным. Точно неизвестно, касаются ли они программы «Универсальный солдат», в рамках которой и пытались создать идеальный прототип. Дело в том, что данная программа была не единственной. Гибридизация видов – ещё одна не менее важная программа учёных, в которой приняло участие несколько знакомых нам представителей. И конечной целью всех этих программ было создание настоящей машины для убийства – об этом рассказываю в видео «Лаборатории Х породили Зону в Сталкер», так что перейдём ближе к теме.
Самый опасный мутант с точки зрения геймплея
Учёным действительно удалось создать крайне хитрых, умных и опасных существ. Впрочем, далеко не все они представляют серьёзную опасность для сталкеров. Разговоры о тушканах, зомби и слепых собаках скорее вызывают улыбку, чем страх, поэтому этих пионеров Зоны с лёгкостью можно отнести к рядовым мутантам, которые здесь больше служат в качестве движущихся мишеней. Если собаки ещё как-то пытаются петлять, то кабаны и вовсе просто идут напролом и падают с двух тычек.
В Сталкер 2 самым опасным рядовым мутантом, к великому удивлению, стала плоть – это теперь свиньи-пауэрлифтеры, которые прыгают не хуже снорков. Мутанты с прыжками в этой игре всегда имеют преимущество, так как могут достать вас на возвышенностях, в то время как другие будут просто прятаться или бегать вокруг. Добавьте ещё и возможность насылать галлюцинации – и получите кота-баюна, который и человеческий голос имитировать умеет, чтобы затащить вас в своё логово. В игре мутант не представляет серьёзной опасности, да и вообще его присутствие, как по мне, довольно спорное. Кроме очень палёной имитации голосов он не обладает ничем новым, падает быстро и встречается нечасто.
Другое дело пси-олень – это более опасный противник с целой свитой, который может вас просто закабанить. Тело оленя частично бронировано, поэтому сломать ему рога быстро не выйдет, хоть и упасть от него тоже довольно сложно, если ваши руки – не пиратские крюки.
Категорию закрывают снорки, которые расползлись по Зоне каким-то невероятным числом и которые всегда не против хорошей компании. Снорки часто попадают под влияние контролёров, после чего служат им, а также эти существа любят собираться в кланы и зависать в подземных норах. С каждой новой частью Сталкер мутант постоянно слабел, а в Сталкер 2 и вовсе не вызывает каких-либо больших эмоций.
Теперь же подходим к куда более интересным индивидуумам, а именно – к полтергейсту. По задумке, полтергейст должен был быть очень редким мутантом, но как-то не срослось с этим. В Сталкер 2 натыкаешься на целые призрачные оргии, да ещё и разноцветные, так как в игру завезли и другие разновидности этого мутанта. Это тоже результат экспериментов над человеком. Мутант слепой и глухой, но хорошо чувствует, что происходит вокруг. Он владеет телекинезом, который и является одной из главных атак. Хоть первая встреча с этим мутантом вызвала недоумение в далёком 2007-м, получился он не слишком опасным. В отличие от бюрера. Рецепт бюрера прост: смешать вместе кота-баюна, контролёра и полтергейста, оставить всё это на некоторое время, накрыв чёрным плащом – вскоре из смеси вырастает маленький симпатичный бюрер. Заказать ручного бюрера вы можете на Артлайн по телефону…
Бюреры получились очень функциональными мутантами. У них и телекинез, чтобы кидаться банками из-под кофе, и гравитационное поле, которое защищает их от пуль и сглаза, и направленный гравитационный импульс, чтобы забрать твой модифицированный ствол. Схватки с этим мутантом непросты в любой части Сталкер, но все мы знаем об уникальных подходах к каждому клиенту. Родственником бюрера является контролёр, один из самых известных мутантов Зоны. Только вот он далеко не такой мощный, как его младшие братья, и выключается простым способом под названием «а ну иди сюда». В результате он просто служит губкой для пуль в фирменных штанах за 40 гривен.
Подходим к лидерам списка. Призовые места открывает кровосос. Это ночной мутант, который ведёт оседлый образ жизни и постоянно нападает на тех, кто нарушает его границы и покой. Благодаря частичной невидимости, кровосос становится действительно крайне опасным хищником. Он любит заходить сзади и отключать тебе свет так, как мне отключает провайдер интернет: дождь прошёл – интернет пропал. Быстрый и крайне сильный, может работать в паре с себе подобными, создаёт логова. Это настоящий охотник, встреча с которым оборачивается для сталкеров последним свиданием. Как и другие мутанты, этот тоже должен был быть довольно редким и встречаться ближе к центру Зоны, но разработчики постоянно набрасывали кровососов под завязку, чтобы скучно не было, поэтому для опытных сталкеров они не представляют особой опасности – даже по четыре штуки. В старых играх вырубался просто с ножа, тогда как в новых испытывает немалую слабость к возвышенностям и преследованиям.
Ключевой момент – химера или псевдогигант? С точки зрения геймплея псевдогигант – самый сильный мутант в Зоне. Так было ещё со времён Зова Припяти, где впервые и появился его главный идеологический противник – химера. Один псевдогигант может без проблем разнести двух химер. С каждой новой частью сила и количество здоровья этого мутанта возрастала. В Сталкер 2 его не встретишь на открытых пространствах, как в Зове Припяти, зато мутанту дали крайне бесящее состояние с радиусом в футбольное поле и ещё больше накинули ХП. Что самое смешное, с точки зрения боя этот мутант уступает химерe в Сталкер 2, тогда как в предыдущих играх химера была куда слабее него.
В новинке химеру действительно сделали самым проблемным и даже читерским мутантом, с которым в бою 1 на 1 на открытом поле в 90% случаев ты ляжешь. Химере существенно увеличили ХП, выкрутили на максимум агрессию, но пожертвовали интеллектом, из-за чего она не понимает, что прыжком вас можно достать с ящика. Именно поэтому, если говорить о самом сильном мутанте с точки зрения геймплея: в старых играх это псевдогигант, тогда как в Сталкер 2 больше всего проблем вызывает химера. В подтверждение моих слов служит и тот факт, что химера в игре в подавляющем большинстве случаев строго заскриптована, тогда как псевдогиганта мы можем найти уже на подготовленных для манёвров локациях. Слишком сильный мутант для боя на открытом поле, который и занимает свой смертельный пьедестал.
Самый сильный мутант с точки зрения реальности
Что ж, теперь давайте обсудим всех вышеупомянутых мутантов немного в другом ключе – с точки зрения реальности. И мы не будем углубляться в их природу и ареал обитания – это уже тема для другого ролика. Если начать с рядовых мутантов, наибольшую опасность среди них должен был бы представлять дикий кабан.
В Сталкере кабаны вырастают до размеров мамонтов, что уж говорить про стаи, в которые они сбиваются. В реальности даже небольшой по размеру кабан может сделать вашу встречу последней, особенно если это самка с детёнышами. Добавьте к этому ещё и жирную тушу мутанта, которая позволяет ему минимизировать ранения. Стада диких кабанов могли бы на самом деле разнести деревню новичков и перевернуть Сидоровича вверх ногами. Собравшись в стаю, им были бы не страшны даже самые сильные одиночные хищники – кабаны здесь тоже крайне агрессивны и никогда не боятся защищать свою территорию, даже перед человеком с автоматом. Конечно, если бы в игре их сделали такими сильными, акцент сместился бы со сталкерства в сторону симулятора охоты, но никогда не поздно добавить их в Сталкер 3 табунами, которые можно либо обойти, либо перехитрить.
Что касается других рядовых мутантов, то схожая ситуация наблюдается и у мутировавших собак. В стаях они могут представлять немалую опасность для одиноких сталкеров, тем более что они здесь крайне агрессивны и уже знакомы со вкусом человеческой плоти. Если в реальности имбой был пистолет на пистонных патронах, то в реальности Сталкера такая схема не сработает, ведь псы не боятся выстрелов. А если стаю возглавит пёс-фантом, который умеет создавать иллюзии – беги из города, дядя. Или носи с собой много патронов, потому что выжить будет непросто.
Ситуация с пси-оленями довольно комична, ведь убегать от вчерашней жертвы не годится. Да и какая вообще мотивация может быть у пси-оленя, который по своей природе мирное травоядное существо? Конечно, боднуть вас и ударить копытом он может, но что дальше? И зачем он собирает вокруг себя охрану, если он такой мощный? Как по мне – один из самых неудачных мутантов. Как и кот-баюн, слепленный из повадок слепой собаки и прыжков химеры. В игре это довольно слабый противник, но если перенести его в реальность, такой кот смог бы весьма неплохо реализовать свой охотничий потенциал в Зоне, особенно с умением имитировать голоса. Баюн с лёгкостью может одолеть сталкера в схватке тет-а-тет, если застигнет его врасплох. А от такой штуки не спрятаться и не убежать, как от предыдущих героев. Если от псов или оленя можно залезть на дерево – кот полезет за тобой. Ночью он может стать серьёзной угрозой даже для небольшой вооружённой группы.
Переходим в высшую лигу, где нам сразу прилетает в голову банка тушёнки от полтергейста. Насколько опасным был бы такой противник? Честно говоря – не слишком опасным, при условии, что вы носите защитный шлем и вообще одеты в военное снаряжение. Скорость удара не такая уж сильная, чтобы вырубить сразу, так что тут можно прикрыться подручными средствами вроде щита и просто обойти призрака. Немного серьёзнее ситуация со столбами пламени, которые они создают. Тут или быстро увернулся и выжил, или за спиной у тебя термощит – которого, конечно же, нет. Даже с этими способностями призрак не может выступить серьёзным соперником, тем более что полтергейста очень легко убить, если у тебя хорошая меткость.
В отличие от бюрера. Тут даже меткость тебе не поможет, ведь этот симпатяга и пули блокирует, и пушку отбирает, а в конце ещё и о телекинезе напоминает. Учитывая, что бюреры любят жить группами – получаем мутанта, встреча с которым оставляет совсем небольшой шанс на выживание. Бюреры могут бросаться довольно крупными предметами, очень странно, что они не могут поднимать и кидать самих сталкеров. В таком случае шансов вообще минимум, но разработчики почему-то не подумали об этом. К счастью, встречаются они редко, да и только в таких подземельях, куда точно не хочется заходить.
Четвёртое место в сегодняшнем списке занимает… вы удивитесь – псевдогигант! Да, один из лидеров по уровню опасности в геймплее оказывается не таким уж грозным, когда речь идёт о реальности. Дело в том, что бой с псевдогигантом выглядел бы несколько иначе. Конечно, при первой встрече он может просто затоптать вас, но если вы знаете его анатомию, вам известно про его единственный зрячий глаз – выстрел в него превратит псевдогиганта в простую фрикадельку-переростка. И не только это. Лицо псевдогиганта находится прямо перед дулом автомата. Пуля, которая влетит в открытый рот – это лишь вопрос времени, как и выстрел в глаз. Тем более что этого мутанта постоянно запихивают в закрытые пространства, откуда он не может выбраться, так что серьёзных проблем он не создаст. Если, конечно, вы не находитесь на открытом поле – потому что в таком случае шансов у вас немного. Стрельба по телу ничего не даст, поэтому либо повезёт попасть в "кабину", либо повезёт умереть быстро и безболезненно.
Умереть быстро и безболезненно можно и другим способом — в объятиях кровососа. Этот мутант чувствует жертву на расстоянии более 10 метров, обладает невероятной силой, ловкостью, скоростью и регенерацией. Отличается довольно высоким интеллектом, что делает его умным противником. Если вы хоть раз сидели у костра и слушали сталкерские байки, то знаете, что встреча обычного сталкера с кровососом заканчивается исчезновением первого. Это мы можем кромсать этих тварей ножом, потому что мы — игрок. Простые сталкеры не выживают после встречи с кровососом, а места их логов обходят десятой дорогой. А теперь просто представьте себе здоровенного невидимого гуманоида, который крадётся ночью за вашей спиной, чтобы обездвижить и высосать кровь. Щупальца мутанта, вероятно, парализуют жертву, как яд паука, поэтому одних объятий достаточно, чтобы они стали последними. Кровосос легко регенерирует раны и может охотиться в больших группах. Это делает его ещё более страшным противником, хоть и неизвестно, способны ли эти существа размножаться — отсутствие гендерных признаков было в новинку ещё в 2007 году, юзернейм. В теории, кровососов в Зоне должно было бы быть намного меньше, поэтому опыт борьбы с ними — удел немногих. В реальности убить такое существо было бы более чем просто тяжело, и лучшей тактикой была бы тактика Гонты из «Зова Припяти» — зачистка логова сразу с помощью газа.
Теперь к самому интересному — кто же занял топ? Ведь за него борются два мутанта — контролёр и химера. Почему контролёр? Дело в том, что в геймплее контролёр — один из самых слабых мутантов в игре. Это просто губка для урона, которая может дамажить только на расстоянии. В реальности же всё было бы куда серьёзнее. Как и про кровососа, про контролёра слагают легенды, ведь это действительно легендарный мутант, который по задумке должен встречаться только ближе к центру Зоны. Мутант уникален, он — самый мощный среди своих сородичей из программы «универсальный солдат». Присутствие контролёра ощущается сразу, и это не просто покалывание в пальце ноги — это мощный звон в ушах и ужасный гул в голове. Даже не видя вас, он способен подчинить вас себе. Контролёр опасен тем, что играет именно с человеческим сознанием, в отличие от других охотников природы. А это куда страшнее, чем простые раны, которые со временем станут шрамами — ведь человеческая психика не способна к регенерации. По сюжету всех игр серии «Сталкер» мы неоднократно видели, как один контролёр с поразительной лёгкостью подчинял себе целую вооружённую группу опытных сталкеров. Вполне возможно, что за пару пси-ударов это существо могло бы сделать вас своим рабом навсегда. Свиту контролёр держит рядом не только для защиты, но и для питания. От него практически невозможно сбежать, ведь разум создаёт иллюзию тяжёлых, словно налитых свинцом, конечностей. А если уж удалось вырваться — отходить от такого контакта придётся не один час.
Так почему же контролёр не занял первое место? Всё дело в том, что даже с такими невероятными способностями он всё равно проигрывает химерe. В плане угрозы для человека оба эти индивида одинаково смертельно опасны — шансов выжить почти нет. Но в плане силы победит всё же химера, поскольку контролёр не способен её подчинить — ему просто не хватает возможностей. Химера могла бы разорвать его на куски за секунду, как и любого обычного сталкера. Это существо обладает дублированными органами и невероятной способностью к регенерации. Таким образом, даже после целой обоймы из АК она может выжить за счёт второго набора органов. Первый же восстановится вскоре после боя. От химеры невозможно сбежать и невозможно спрятаться. Она почувствует вас задолго до того, как вы появитесь, и к тому же эта здоровенная махина ещё и невероятно быстра.
Химера — это лучший и самый эффективный охотник Зоны, а также единственный ответ на два наших вопроса в этом видео: она — король как в геймплее, так и в реальности.