Прошло 8 месяцев с момента релиза Stalker 2. За это время вышло множество патчей, каждый из которых обещал улучшенный A-Life, но на деле часто скрывал новый контент. Вы знали, что в Зону завезли Бориса Бритву? А слышали о первых успешных запусках сталкеров на Луну? Сегодня в Зоне можно увидеть и не такое, ведь она постепенно начинает жить собственной жизнью — и эта жизнь существенно отличается от привычных нам представлений. Я Андрій Безсовісний, вы на Artline Play, и сегодня я проведу вас по обновлённой Зоне на полтора шишки. Но перед этим советую запомнить главный схрон с игровыми ПК — сайт интернет-магазина Artline.
СМОТРИ ЭТОТ РОЛИК НА YOUTUBE
1.5 — это не только моя оценка по геометрии, но и текущая стадия Stalker 2. Этот патч стал центральным, потому что наконец реализовал знаменитую фразу «допилят модами». Нам дали ZoneKit — официальный инструмент для моддинга. Заодно появилась и новая причина наконец купить внешний SSD-диск, потому что этот комплект весит почти 700 гигабайт. Если у вас случайно не завалялось столько свободной памяти — остаётся путь простого игрока, который надеется на лучшее с каждым новым обновлением. И эти надежды не напрасны — Зона действительно изменилась.

Зайдя в игру после долгого перерыва, сразу ощущаешь, что что-то фундаментально поменялось. Уже через пару минут становится понятно — дело в наполненности и живости мира. В релизной версии это был пустой мир, где боты появлялись прямо на горизонте, даже не пытаясь создать иллюзию активности. Сегодня одиночество больше не режет атмосферу — теперь NPC живут своей жизнью, образуя странную, но настоящую экосистему.

A-Life действительно улучшили, но это имело последствия. Больше всего изменения коснулись мутантов — теперь именно они ведут себя заметно умнее. Сталкеры, напротив, часто зависают в ступоре. Мутанты с обновлённым поведением стали ещё хитрее и опаснее. Стая слепых собак теперь выжимает из вас патроны, как минералку с похмелья. Самый быстрый способ остаться без боеприпасов — наткнуться на толпу псов или тушканов. С последними всё по-прежнему, а вот крысы теперь стали настоящей угрозой, особенно в закрытых помещениях. Они буквально грызут ваше ХП, и гранаты не всегда помогают. В тесных локациях, чтобы выжить, нужно перебить абсолютно каждую особь. К счастью, встречаются они нечасто, но теперь каждая — отдельная единица, а не часть общего «ройного» механизма, как раньше.

Переделано было многое, но почти ничего из этого не упоминается в патчноутах, или указано настолько мелким шрифтом, что его сложно заметить. Некоторые мутанты исчезли со старых мест, а другие наоборот — появились на новых. Например, теперь можно встретить псевдогиганта после базы Чистого Неба. Если не взять с собой гранатомёт — можете забыть о честной битве. Локация изменилась так, что старые укрытия стали недоступны. Сам псевдогигант тоже стал мощнее — его удар ногой теперь сильнее и может повторяться несколько раз подряд. После этого идёт «эхо слэм», от которого персонаж падает, и босс начинает избивать вас без пощады. У меня был Калашников с тремя патронами, поэтому я просто сбежал от него, как от химеры в болотах.

Контроллера тоже переработали. Раньше это был один из самых скучных мутантов, теперь он больше похож на босса из фэнтези-RPG. Его атаки стали быстрыми и болезненными. Если уложиться в два магазина с самого начала — можно снести половину ХП, но если нет — бой будет долгим. После победы можно отрезать части тела мутанта и продать — теперь в Зоне можно разделывать мутантов и зарабатывать на этом деньги, как в Red Dead Redemption 2. Это действительно выгодно, потому что части мутантов падают часто, а некоторые стоят немало.

Кровососов в Зоне стало меньше. Игроки жаловались на их чрезмерное количество, поэтому теперь в некоторых старых точках они больше не появляются, и бегают обычно парами, а не по четыре. Почему? Да потому что они стали умнее и опаснее. Теперь кровососы не прет с лба и не бегают бесконечно кругами — они часто делают вид, что ушли, а сами прячутся неподалёку. Иногда таким образом они ловят баг и просто зависают в инвизе. Как и раньше, их можно резать ножом, но теперь действуют они гораздо слаженнее. Ещё они любят вылетать прямо в лицо, отчего ловишь микроинфаркт — правда, через пару секунд микроинфаркт уже у них, после пары граммов свинца.

Классно и то, что мутанты по-прежнему живут своей жизнью и имеют естественных врагов, с которыми постоянно воюют. Самыми яростными противниками остаются кабаны — хоть они и ватные, но создают много проблем, особенно благодаря своей агрессивной озвучке и внезапным атакам. С остальными мутантами всё примерно как и было. А вот с обычными ботами — полный цирк. Да, они действительно ходят по Зоне, живут своей жизнью, собираются у костров и рассказывают истории. Но все они просто поломаны.

Боты действительно живут своей собственной жизнью. Здесь своя атмосфера, понять которую так же сложно, как и смысл добавления винтовки Первой мировой в игру 2024 года. Хотя сама винтовка неплохая — дорогая, медленная в перезарядке, но возможно есть апгрейды на магазин. Я не смотрел, напишите в комментариях. Боты часто не реагируют на других ботов и на получаемый от них урон. Иногда интеллект ломается, и они просто куда-то бегут. В других случаях вы спокойно подходите к NPC, а его псы почему-то воспринимают вас как врага и начинают стрелять, ломая квест. Этот баг я встречал и у бандитов, и у Варты. На базу Варты вообще невозможно попасть — проходы или закрыты, или перекрыты солдатами, хотя я сам играю за Варту, Карл. Приходится лезть через заборы и прыгать через препятствия. Неадекватное поведение A-Life у ботов испортило несколько побочных заданий — персонажи просто в отключке, как будто под чем-то. Самым забавным нововведением стала украинская космическая программа. Теперь боты иногда улетают на Луну после смерти — выглядит это дико смешно. Раньше так уносило только собак, но теперь это работает и на людей. Иногда встречаются персонажи, в которых вообще невозможно попасть. Видели Бориса Бритву?

Теперь в Зоне есть точки постоянного спауна. Даже если зачистить место от бандитов, через 10 минут они уже снова там. С мутантами то же самое в некоторых местах. Ах да, теперь боты умеют лутать трупы. Они собирают всё подряд и делают это гораздо быстрее тебя. В совокупности всё это выглядит как лютая дичь. Боты в ауте. Они снова появляются в трёх метрах от тебя и сразу начинают палить. Правда, теперь они стараются спавниться потайно — это касается как враждебных, так и дружественных. Наёмники заспавнились всей группой сразу после того, как я вошёл в дверь — причём каждый на своём месте. Во время перестрелок союзники вообще не понимают, где они и зачем. Враги же стреляют даже из дробовика на километр, и попадают сквозь стены — всё так же точно и всё так же больно. Теперь одного хэдшота не всегда хватает. Иногда надо два, чтобы противник упал. Против Монолита может понадобиться от двух до четырёх. Это реально бесит — раньше с Рино я клал всех одним выстрелом в голову, а теперь забудьте, головы у ботов деревянные.

Стелс как не работал, так и не работает — боты палят сквозь стены и сразу стреляют. Добавили новую аномалию смерч — чисто для красоты. Появился новый пистолет, который вполне справляется со своей задачей. Теперь у пуль более широкая классификация, а снайперки стали почти читерским оружием. Всё же не добавили ни новых квестов, ни новых костюмов, ни даже пары новых фраз для диалогов с ботами — они всё так же отвечают одно и то же. Появились странные вылеты и краши, хотя на релизе я ни одного бага, кроме спауна за спиной, не видел. Чуть подровняли FPS в Залесье и добавили курсы брейк-данса для Варты. Вот такие пироги.

Что в итоге? В итоге добавили новое и сломали старое. Опять нужно допиливать, опять ждать патчей, новых обещаний, в которых обязательно будет фигурировать A-Life и светлое будущее. Игру доделывают так долго и криво, что кажется, будто над ней работает не GSC, а ВР. Как за это время можно было не завезти новых квестов и не написать хотя бы страницу диалогов? Ах да — её написали, чтобы услышать одно предложение про части мутантов. Всё же Зона изменилась, и в лучшую сторону. Она ожила — ровно на полтора шишки. Теперь по ней действительно интереснее бродить, потому что всегда можно наткнуться на что-то интересное и неожиданное. Иногда это — спаун ботов в трёх метрах, а иногда — реально что-то удивительное. Если устранить технические проблемы и починить поведение человеко-ботов, игра уже на голову выше релиза. Но до финального состояния ещё далеко. А ты что думаешь про Stalker 2 через 8 месяцев? Оставляй комментарий и подписывайся на канал — увидимся на этом же месте.