Мир Ведьмака называется Неверленд. Он большой, магический и загадочный, а также исследован лишь наполовину, а может и на половину меньшую. Как это часто бывает в фэнтези, жители таких миров не ведают, что находится на его просторах, довольствуясь знаниями о близлежащих местах. А планета ведь огромна! Несмотря на то, что события книжной саги и игр происходят на так называемом Континенте, мир скрывает ещё несколько других, о которых мало что известно. Всё же скрупулёзные исследования позволяют вытащить клочки информации, которые складываются в единую картину, так что в этом видео вы узнаете много интересного. Я Андрій Безсовісний, вы на ARTLINE PLAY и перед путешествием оставлю здесь вашу возможность купить игровой ПК своей мечты.
СМОТРИ ЭТОТ РОЛИК НА YOUTUBE
Начнём с Дол Блатанны или Долины Цветов. Это место с богатой природой, чья красота мотивирует на написание стихов и баллад. Долина Цветов — это сельская местность с несколькими хуторами, бескрайними полями, прудами и лесами. Её часто называют Краем Света, ведь именно здесь, по словам барда Лютика, заканчивается цивилизация. Здесь человек живёт в покое, в гармонии с природой, занимается сельскохозяйственными делами и не ведает, что происходит в большом мире. В Дол Блатанну ведьмак и бард Лютик попадают в первой книге Анджея Сапковского «Последнее желание». Это место пан Сапковский описывает так:
«Дорога вела прямо к озёрам вдоль дамбы и укрытых в ольшанике прудов, полных крякв, чирков, цапель и норцев. Богатство пернатой живности вызывало удивление, если учесть, что повсюду просматривались следы деятельности человека — дамбы были ухожены, спуски для воды укреплены камнями и балками, щитки шлюзов не прогнили, весело брызгали водой. В приозёрном камыше были видны лодки и помосты, а из глубины торчали жерди расставленных сетей и вершей».
По дороге в Нижний Посад Лютик говорит:
«Только глянь, Геральт. Рожь — что твоё золото, а в кукурузе может спрятаться всадник. Или вон та репа, посмотри, какая огромная!».

Дол Блатанна — очень плодородная местность. Связано это не только с почитанием человеком природы, но и с магией, которой эту местность наделяет Королева Полей. Её называют Дана Маэбдх, Изначальная. Это божество, которое постоянно перерождается и бережёт природу и всё живое. Она живёт в деревне, среди людей. По мнению Геральта, она удерживает равновесие и дарует свет тогда, когда люди достойны её даров. В книге Геральт говорил, что так будет до тех пор, пока край света останется краем света, пока мы будем уважать границу.

Молятся Королеве Полей и эльфы, которых люди изгнали из этих мест несколько столетий назад. Эльфы живут в лесах и доживают свои последние времена. Голод и неспособность к ассимиляции из-за собственной гордыни постепенно истребляют их народ. По словам эльфов, человек разрушает природу орудиями труда, высасывая из неё все соки. Aen Seidhe же занимались лишь охотой. Природа сама преподносила им дары, поэтому они жили с ней в гармонии.
«Мы никогда не занимались земледелием, — говорил Филавандрель, предводитель лесных эльфов в книге, — никогда, в отличие от вас, людей, не раздирали землю мотыгами и сохами. Вам земля платит кровавую дань. Нас она одаривала. Вы вырываете из земли её богатства силой. Для нас земля рожала и цвела, потому что любила нас. Что ж, ни одна любовь не длится вечно, но мы хотим выжить».
Чтобы выжить, эльфы решили обкрадывать урожаи людей, ведь не желают вести с ними торговлю, не желают договариваться. Для этого они наняли сильвана Торкве, чёрта, который сжалился над их судьбой. Сильваны — это редкие и разумные козлоподобные существа, которые приносят как неприятности, так и добро. В зависимости от настроения. В игре Ведьмак 3 мы могли увидеть одного из них. Он именовал себя Всебогом, хотя на самом деле просто обманывал местных крестьян.

Со временем Дол Блатанна переходит в руки Францески Финдабаир, могущественной чародейки из Ложи, которая вступает в тайный сговор с императором Нильфгаарда. Долина становится марионеточным государством, выселяет людей и возвращает эльфов. Позже Долина становится свободным государством, и люди возвращаются на свою землю. Во второй части Ведьмака Йорвет рассказывает, что за год в государство прибыло 5 тысяч свободных эльфов, однако родилось всего двадцать детей. Механизм вымирания эльфов в Долине Цветов не остановился.

Похожие локации на Дол Блатанну можно найти в первой и третьей частях. В первой Долину Цветов напоминает Темноводье, до которого мы добираемся в четвёртом разделе. В третьем Ведьмаке это Белый Сад, первая локация в игре со свободным исследованием. Надеемся, в новой части нам позволят исследовать Дол Блатанну, ведь это одно из самых прекрасных мест в Неверленде.

Зеррикания — далёкая и загадочная страна, в которой побывало не так много людей из Северных королевств и Нильфгаарда. Данных о Зеррикании крайне мало, ведь и игроку ни одна игра не позволяла попасть в этот таинственный край.

Первые упоминания о стране встречаются во второй книге Анджея Сапковского под названием «Меч предназначения». В рассказе «Предел возможного» Геральт встречает Борха Три Галки с двумя прекрасными воительницами — Теей и Веей. Девушки были зерриканками, носили шкуры животных и изогнутые сабли. Воительницы вместо воинов изображены не случайно, так как в далёкой Зеррикании царит матриархат. В книге «Чудеса Зеррикании» из «Дикой Охоты» мы можем найти упоминания об этих воинственных женщинах. Автор утверждает, что они носят леопардовые шкуры, сплошные татуировки, а их искусство фехтования не уступает ведьмачьему. В книге Тея и Вея сопровождают Борха Три Галки потому, что он самый красивый. Впоследствии выясняется, что странствующий рыцарь — это золотой дракон, который прилетел в эти края для того, чтобы спасти детёныша другого дракона. Борх может перевоплощаться в любой облик, но выбирает облик человека потому, что для дракона он наиболее отвратителен. Впрочем, по словам самого дракона, люди ему симпатичны, поэтому он обходит инстинктивное и нерациональное отвращение. Трансформируется Борх за долю секунды, ведь золотой дракон — это настоящая легенда, в которую не верил даже сам ведьмак. Это высшая раса драконов, способная разговаривать телепатически и принимать любую форму. Культ Золотого Дракона является центральным в Зеррикании. Это главная и единственная религия с храмами и святилищами, в главном из которых находится огромная статуя дракона, отлитая из чистого золота.

Согласно их верованиям, когда-то золотой дракон по имени, которое вы видите на экране, (Виллентретенмерт) сжёг всё возле каньона у Огненных гор, чтобы защитить людей от влияния других народов. Он оберегал их, а те поклонялись ему. В книге Борх Три Галки носит имя, которое вы видите на экране — произнести его непросто, согласитесь, (Виллентретенмерт), так что вполне возможно, что именно он и является тем самым легендарным драконом.
Так где же находится эта таинственная родина драконов? Как видно на карте, Зеррикания находится к востоку от Огненных гор за пустыней Корат. Это страна с сухим и тропическим климатом, являющаяся аналогом Африки. Как оказалось, не только в Загвебаре и Офире водятся зебры — в Зеррикании они тоже есть. А ещё там есть слоны, мухи цеце и другие, как реальные, так и мифические существа. В книгах Сапковского об этой стране сказано крайне мало, но CD Projekt решили упоминать о ней чаще. Как ни крути, разработчики консультировались с писателем, поэтому всё это выглядит более чем правдоподобно.

В играх мы встречались даже с несколькими представителями Зеррикании. Первым был Азар Явед, один из главных антагонистов в первой части. Это зерриканский маг, который использовал магию огня — думаю, понятно почему именно её. Он был крайне могущественным чародеем, а также искусным фехтовальщиком. Его скимитары были закалены в крови дракона. Всё же всё это ему не помогло. Вторым представителем Зеррикании был тролль Барт, который охранял сокровищницу Дийкстры. Тот выиграл его в карты и, по его словам, он умеет находить общий язык с троллем, ведь всю жизнь работает с идиотами.
Последнее, что известно о Зеррикании, — это Школа Мантикоры. Видосы по школах можете глянуть на другом видео. Этой ведьмачьей школы, как и нескольких других, не существовало в саге Анджея Сапковского. Она выдумана разработчиками из CD Projekt, и первое упоминание о ней мы находим в DLC «Кровь и вино». Видосы о всех школах можете посмотреть на Артлайн Плей. Основали Школу ведьмаки из Школы Медведя, когда нанялись охранять караваны в пустыне Корат. Они отбили атаки мантикор и спасли членов зерриканской королевской семьи. Со временем получили деньги и почести и основали две школы. Впрочем, это уже совсем другая история.

Рассказ о Брокилоне можно начать с нескольких троп — с его истории, с его обитателей или же с первой встречи читателя с ним. Ведь впервые о Брокилоне мы узнаём во второй книге Анджея Сапковского под названием «Меч предназначения». Геральт направляется в столицу Брокилона Дуэн Канэл с посланием от Венцлава, князя Брюгге. По дороге он находит Фрайксенета, цинтрийского подданного, который опекал маленькую княжну Цириллу. Геральт находит его раненым в лесу, после чего их обоих берут под стражу дриады и разными путями отводят гостей в столицу. Именно в Брокилоне произошла первая встреча Геральта с Цири.
Брокилон — это огромный и древний лес, наделённый магическими свойствами. Его прототипом послужил лес Броселианд из цикла о Короле Артуре. Также Брокилон именуют Лесом Смерти, ведь вход в него запрещён всем, кроме эльфов. Свою историю Брокилон берёт с незапамятных времён. Это крайне богатое живностью место, в котором можно встретить самые редкие виды деревьев и растений, а также реликты, сохранившиеся до наших дней. До прихода людей флора Неверленда тоже была значительно богаче, но с деятельностью человека она ограничила свои красоты, поскольку для человека природа — это ресурс для воплощения его потребностей. Границы Брокилона обширны, однако, по словам правительницы Эйтне, война за лес ведётся уже два столетия. Некоторые приграничные территории людям удаётся отвоёвывать, тогда они вырубают лес и оставляют после себя пустые поляны. Впрочем, дриады всё равно не признают этих границ и считают их своими, ведь что для Брокилона сто зим? Несмотря на невероятные красоты, Брокилон — крайне опасное место. Лес живёт своей жизнью, как и его обитатели. В Брокилоне водятся сколопендроморфы — огромные и бронированные многоножки, которые охотятся на всё, что можно подать к столу. Говорят, что этих существ вывели сами дриады из-за ненависти к людям. Именно от сколопендроморфа Ведьмак и дриада Бренн спасают Цириллу при первой встрече.

В Брокилоне никогда не разводят огни. Для освещения дриады используют специальный мох, который растёт только в Лесу Смерти. Он горит зелёным цветом, и его пламя абсолютно холодное. Дриады живут в гармонии с природой — это и есть их религия. Они верят, что во всём живом скрыта великая сила. Именно поэтому у них нет персонифицированных божеств. В обществе дриад правит матриархат. Что самое интересное, особей мужского пола у них быть не может. Всегда рождаются только девочки, поэтому мужчин-дриад вы не увидите. Существует легенда, что так происходит из-за магии, ведь дриады — это не самостоятельная раса, а превращённые магией человеческие женщины, которых когда-то зачаровали эльфы. Впрочем, единого ответа на происхождение дриад не существует, всё это лишь догадки различных персонажей книжного цикла.
Как же тогда рождаются дриады, если у них нет мужчин? Для зачатия детей дриады используют представителей других рас — эльфов или людей. Выбирают они самых здоровых и крепких, чтобы дети получались ладными. Процесс зачатия для этих амазонок — всего лишь обязанность, к которой они подходят с максимальной ответственностью. Даже если дриаде понравилась связь, на следующий день мужчина не имеет права не то что заговорить с ней, но даже улыбнуться, ведь это может стать оскорблением для дриады. В таком случае с жизнью можно быстро попрощаться. В противном случае дриада сама подойдёт и начнёт разговор, однако говорить лучше всего о погоде и природе. Сапковский пишет:
«Синие глаза и натуральные светлые волосы встречались и у дриад. Дети дриад, зачатые в священных контактах с эльфами или людьми, перенимали органические черты исключительно от матерей, и были это исключительно девочки. Чрезвычайно редко в каком-то из последующих поколений рождался иногда ребёнок с волосами или глазами анонимного человеческого протопласта».
Чтобы стать дриадой, не нужно быть дочерью дриады. В этой расе есть так называемые нечистокровные, обращённые. В руки лесного народа часто попадают маленькие девочки, которых те превращают в дриад с помощью Священной Воды Забвения. Выпив её, девочки забывают своё прошлое, а их тело проходит через некоторые метаморфозы. Они забывают своё настоящее имя и получают новое, однако некоторые из дриад до конца жизни помнят человеческое имя. Часто люди подкидывают больных девочек дриадам в надежде на эпидемию, но они не знают, что у лесного народа есть иммунитет к любым болезням. Благодаря глубоким знаниям и единению с природой, дриады отличаются невероятными способностями исцеления. Именно они вылечили Геральта после страшного поражения от чародея Вильгефорца, хотя ведьмаку в лучшем случае пророчили полный паралич.

Дриады ненавидят людей и высшие расы, кроме эльфов, которым они часто помогают. Нелюбовь к людям и другим расам оправдана, ведь человеческие короли желают получить сокровища Брокилона — древесину, металлы, золото и т. д. Они возмущены тем, что лесные мавки не позволяют им брать то, что лежит на их территориях, из-за чего им приходится экспортировать всё это за большие суммы. Но договоров дриады не заключают никогда. Как у эльфов, их ненависть часто доходит до фанатизма. Они не впускают в лес никого — в романах живыми из леса вышли лишь четверо: Геральт, Лютик, Цири и Фрайксенет. Зайдя слишком далеко, эти амазонки выпускают предупредительную стрелу с фазаним оперением, после чего стреляют на поражение. Делают это крайне мастерски, меткость дриад почти фантастическая.
«Прочь из Брокилона, человек, — подумал Ведьмак. — Не важно, что тебе пятнадцать и ты лезешь сквозь лес, не помня себя от страха, не в силах найти дорогу домой. Не важно, что тебе семьдесят и тебе нужно пойти за хворостом, потому что из-за непригодности тебя выгонят из халупы, не дадут жрать. Не важно, что тебе шесть и тебя соблазнили цветы, которые синеют на залитой солнцем поляне. Прочь из Брокилона!»
Передвигаться по Брокилону в одиночку опасно ещё и потому, что здесь расставлено множество ловушек. Только дриады смогут провести вас в столицу Дуэн Канэл, в центре которой три дуба сплелись воедино. Дома дриады делают из дерева, но не разрушают его. Они знают специальную технику, которая позволяет им сплетать деревья воедино, формируя конусообразную хижину. Иерархия делится на три линии: воспитанницы, посвящённые, жрицы. Брокилон стал одним из немногих мест, куда не смогла добраться нильфгаардская экспансия. Дриады ценой собственных жизней до последней капли крови будут защищать лес, оберегая собственный дом и расу.

Университетские годы всегда вспоминаются с улыбкой. Вернуться туда невозможно, но мы всегда можем посетить Оксенфурт — как в книгах, так и в Дикой Охоте.
Оксенфурт называют Жемчужиной Севера. Одноимённую книгу мы можем найти в игре — это небольшой город на берегу Понтара, который считается колыбелью науки. Город славится своим Университетом, куда стекаются величайшие умы всего Севера. Книга говорит, что лекции в нём читают самые выдающиеся профессора всех наук, и сравниться Оксенфуртский Университет может только с Имперской Академией в Нильфгаарде. В Оксенфурт Геральт попадает в третьей книге Сапковского «Кровь эльфов», а также в третьей части Ведьмака — Дикая Охота. Акцент на городе делает дополнение «Каменные Сердца», в котором Геральт попадает в передрягу из-за огромной Жабы в каналах. Все вы знаете эту историю, если же нет — не будем спойлерить. В книге Университет расположен в городе, тогда как в игре он находится на отдельном острове. Храм науки считается городом в городе. По книге, Оксенфурт построен вокруг университетских стен. Как и многие города в Неверленде, Жемчужина Севера стоит на эльфийских руинах. Из Университета выходит отреставрированный эльфийский акведук, предназначенный для очистки сточных вод. Примечательным местом в Университете является и его библиотека, которая содержит свитки ещё со времён Сопряжения Сфер. Изучают в этом заведении семь свободных искусств.

Оксенфурт Сапковского — это копирайт настоящего Оксенфурта в Германии. Это небольшой город с нарядной архитектурой вмещает на данный момент 11 тысяч жителей. Состоит он из нескольких узких улочек и множества исторических памятников, которые вы можете увидеть на фото. Как видно, Оксенфурт из игры и книг крайне сильно напоминает реальный Оксенфурт. Мосты, ведущие в город, древние башни со шпилями и без, улочки и идентичная архитектура на главной площади. Отличие лишь одно — в настоящем Оксенфурте нет университета. Идея построить такой маленький и прекрасный город вокруг университета просто прекрасна, ведь такое место всегда будет отличаться собственным духом и атмосферой. По Сапковскому, большая часть населения города — студенты, которые любят не только науку, но и кутить. Студентам и профессорам пить в Оксенфурте запрещено до наступления сумерек, но и это правило часто нарушается. Ночью город переполняют смех и шум. Здесь много спекулянтов и продавцов экзотики, ведь, поговаривают, купить в Оксенфурте можно самые необычные вещи. Стоит отметить, что студенты и профессора обладают неприкосновенностью. Город отличается экстерриториальностью и пользуется автономией, однако входит в состав Редании. Хотя на улицах Оксенфурта всегда буйно цветут гуляния и веселье, уровень преступности здесь крайне низкий. В игре этот факт воплотили в образ вампира, который любил напиваться кровью тех, кто как следует напился. Как помните, девушка из Виковаро любит прямо под…

Выпускниками Оксенфуртского Университета являются Лютик, Шани, а также Дийкстра, который не слишком любит болтать о собственной специальности. Даже ведьмак Геральт в своё время был вольным слушателем лекций в Университете, так что что-что, а котелок ведьмака варит хорошо.

Королевство Содден получило дурную славу. В подавляющем большинстве его в романах или играх упоминают в контексте битвы при Содденском холме, в которой погибло более 30 тысяч солдат и 13 чародеев. Но не будем бежать впереди батьки в пекло. Начнём издалека, хоть об истории Соддена в Ведьмаке известно не так много.
Королевство Содден существовало до 12 века и имело кровные узы с темерской династией. Неизвестно, когда именно был основан Содден, но можно предположить, что очень давно. Такое предположение аргументировано «Генеалогией» Анджея Сапковского. С выходом польского сериала «Ведьмак» у писателя появился собственный сайт, на котором он выкладывал разные приложения к романам. Одним из них стала «Генеалогия или династические описания», в которой он описал родословную Цириллы, цинтрийскую династию, темерскую династию, династию реданскую и род Тиссенийдов из Ковира. Это приложение есть в интернете только на польском языке, так что вам повезло, что автор этого видео mowi po polsku. Первое упоминание о Соддене в «Генеалогии» касается королевы Цинтры Эсчивы, которая вышла замуж за второго правителя Цинтры Коррела. Эсчива была принцессой Соддена. В приложении автор упоминает о древних законных князьях Соддена, так что из этого можно делать выводы о долгой истории этого королевства. Следующее упоминание касается Гутрама, короля Соддена, который дважды был женат и имел двух детей от разных браков: Эккехарда, будущего короля Соддена, и Санцию, мать короля Фольтеста из Темерии. В именах можно быстро запутаться, поэтому перейдём к главному — Эккехард, король Соддена и дядя Фольтеста, упоминается в третьей книге «Кровь эльфов». С него и начинается видимая читателю история Соддена. Во время Первой Северной войны с Нильфгаардом король Эккехард умирает на поле боя. Это был 1262 год. Войска Соддена разбивают Чёрные, после чего Нильфгаард полностью аннексирует королевство. Тогда сильные мира сего создают Союз Четырёх Королевств во главе с королём Редании — Визимиром Вторым Справедливым. В Союз входили такие государства, как Редания, Темерия, Аэдирн и Каедвен. К Великой Четвёрке следует добавить и Капитул Чародеев во главе с Вильгефорцем. Именно тогда и произошла битва при Содденском холме, где принимало участие около ста тысяч воинов и 22 чародея. Битва была долгой и тяжёлой, оставила после себя 30 тысяч мёртвых тел и 13 мёртвых чародеев, которые похоронены на том же холме. На самом деле могил 14, однако четырнадцатая принадлежит Трисс Меригольд, которой удалось выжить за счёт заклинания телепортации в свою башню в Мариборе. Трисс лишилась волос и получила страшные повреждения, тогда как Йеннифер и вовсе лишилась зрения. Впоследствии Капитул не пожалел самых сильных чар, заклятий, эликсиров и амулетов для того, чтобы восстановить чародеев и чародеек. Впрочем, по словам Трисс, она уже никогда не сможет надеть декольтированное платье. Империя проиграла, так что была вынуждена пойти на мирные переговоры, по которым Верхний Содден и Цинтра отошли Нильфгаарду. Теперь граница между Королевствами Севера и Империей пролегала по реке Яруге.

Но мир длился недолго. В 1267 году Нильфгаард форсировал Яругу и без объявления войны напал на Лирию и Ривию, а также Аэдирн. Началась Вторая Северная война, в которой Империя шаг за шагом добивалась успехов. Три вышеперечисленных государства были разбиты, король Редании убит. Командование сопротивлением взял на себя Фольтест. После ряда побед ситуация перевернулась. В решающей битве под Бренной войска Нильфгаарда были разбиты. Чёрные вновь вынужденно пошли на подписание мирного договора, по которому Верхний Содден отошёл Темерии. Фольтест аргументировал это кровными узами, ведь его мать была двоюродной (сводной) сестрой королю Эккехарту. В «Ведьмаке 3» Содден может перейти к Редании или Нильфгаарду в зависимости от действий игрока.
О культуре Соддена мало что известно, но можно выделить религиозность и внимание к собственной истории. Люди чтят своих героев и всегда приносят цветы к 14 могилам на Содденском холме. В Соддене есть регион Заречье, в котором Геральт находит Цири в конце второй книги «Меч предназначения». Затем он забирает девочку в Каэр Морхен.

Если отталкиваться от реального мира, Темерия, Редания, Каэдвен и Аэдирн — это страны Центральной Европы, вроде Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Они развиты, но не настолько, как страны севера — Ковир и Повисс, и юга, где многие государства под себя загрёб Нильфгаард. Нордлингов считают варварами, о чём мы слышали не раз. Другие расы насмехаются над их бескультурьем и малой образованностью, однако такие насмешки — всего лишь скрытая злость, ведь именно северяне подмяли под себя Старший Народ и дважды нанесли поражение гордым нильфам. Возвращаясь к тезису, достаточно на несколько шагов отойти от вышеперечисленных стран, как сразу можно перейти межкультурную пропасть. А что будет, если перейти пустыню Корат или переплыть Великое море? Мир Неверленда огромен, и в нём существует множество мест, о которых мало что известно. Одними из таких являются Зеррикания, Зангвебар, Хаакланд и Офир. О последней стране известно примерно столько же, сколько известно о Зеррикании, так что попробуем рассказать всё, что знаем.

Анджей Сапковский никогда не составлял карту мира Неверленда, поэтому все карты, которые мы можем найти в сети, являются приблизительными. На данный момент карта Неверленда, которую вы видите на экране, давно прижилась, поскольку CD Projekt использовали её для построения мира в третьем «Ведьмаке». Книжные издания тоже используют такой вариант, так что, если мы когда-нибудь увидим новую книгу по «Ведьмаку» от Сапковского, а она, по словам автора, будет, есть возможность, что и карту автор утвердит или же создаст оригинальную. Но это не точно. Нордлинги не знают точное расположение Офира, но считают, что страна находится за Великим морем где-то на другом континенте. Некоторые учёные северян допускают, что Офир расположился ниже Нильфгаарда и соединяется с ним перешейком. Но такая теория, скорее всего, неверна — большинство фактов указывает именно на совершенно другой континент. Достаточно вспомнить дополнение «Каменные Сердца», где Геральту на вопрос, сколько ещё осталось ехать, ответили — около месяца. Офир торгует только с Новиградом, поэтому культура нордлингов и даже культура Нильфгаарда никак не взаимодействовали с культурой Офира, о чём говорит многое. Сами офирцы считают нордлингов и даже нильфгаардцев очень отсталыми в плане развития, поэтому демонстрируют довольно скептическое отношение.

Офир — это смесь Северной Африки и развитых стран Ближнего Востока. Мы знаем, что в этой стране жаркий климат — помните, как прекрасно себя чувствовал офирский маг в битве с Геральтом на песке, колдуя песчаные вихри и зыбучие пески? В разговоре с офирскими мастерами рун в «Каменных Сердцах» мы узнаём, что это страна бескрайних степей, неприступных гор, чистейших озёр и непроходимых зарослей. Там водятся экзотические звери, такие как слоны, тигры или зебры. Можно догадаться и об экзотических монстрах. Можем вспомнить, как в четвёртой книге «Час презрения» Цири попадает в пустыню Корат на так называемую «сковородку», из которой возвращаются живыми только опытные проводники и бродяги в этих местах. Цири чудом спасается от монстра, который живёт под песком и поджидает жертв, замерев и создав круг с дыркой по центру. Существо не имело названия, но перед схваткой Цири вспоминала о монстрах, живущих в пустынях: гигаскорпион, скарлетия, перестрах, вихт, ламия, крабопаук. Можно лишь представить, какие ещё чудовища живут в пустынях Офира и есть ли там ведьмаки.
Стоит отметить, что Великое море, за которым находится Офир, — это лишь одно из морей, которое нужно переплыть. В нём находится бездна Седны, гигантская по глубине расщелина, в районе которой неестественным образом исчезают корабли. Именно там в шторм попал корабль Паветты, матери Цири. В «Ведьмаке» нет упоминаний об океанах, так что морскую дистанцию жители Неверленда измеряют морями.
Офир — крайне развитое государство, которое состоит из многих государств и народов. Там пришло в упадок множество разных империй, чей возраст уходит во времена, когда мир был молод. Вполне возможно, что когда-то первые люди приплыли на континент именно из тех мест, но это лишь догадки. К слову, название Офир взято из Библии — в этой книге это загадочная и удивительно богатая страна, которую никто так и не смог найти, что неудивительно.
Мастера рун из «Каменных Сердец» рассказывают, что Офир является родиной таких наук, как математика и философия. В Офире сильно развита медицина, а сам купец — из города, чьи чудеса затмили бы золотые башни Нильфгаарда. Также офирец указывает на то, что его страна является родиной чародеев. На этом моменте сказочника нужно подловить, ведь первые люди, которые приплыли на Континент и высадились возле Понтара, не владели магией. Они освоили её здесь, на Континенте, поэтому верить всему сказанному не стоит — это что-то вроде базарников в Турции. В Офире нет разграничения между наукой и религией. Правит страной царь, хотя до этого купец рассказывал о павших царствах в зените славы, в которых не было царей. Что-то тут не клеится, не так ли? Но не стоит отбрасывать возможность изменения социального уклада с метаморфозами в иерархии. Больше всего офирцы ценят клятвы. Если данная человеком клятва не будет выполнена, его род будет проклят на несколько поколений вперёд. Что означает такое проклятие — неизвестно, ведь это может быть как наказание статусное, так и наказание магическое. Также за невыполнение клятвы могут просто отрубить голову.
Небо в Офире имеет иной оттенок из-за совершенно другого климатического пояса. Иногда офирские купцы отправляются в путешествия по Континенту, чтобы познать культуры стран Севера. Путешествие принца-жабы закончилось более чем неудачно, но эту историю мы уже давно знаем.

После прохождения «Ведьмака» разные, довольно привычные вещи, частенько начинают ассоциироваться с игрой. Так хорошее вино наводит на мысли о Туссенте, очаровательном княжестве, выросшем у гор Амелл. Все мы побывали здесь в дополнении «Кровь и Вино», а некоторые из нас посетили Туссент раньше — в литературной саге Анджея Сапковского.
История Туссента начинается в седой древности ещё до прихода людей. Около полутора тысяч лет Туссентом правили эльфы, правили до VII века нашей эры, ведь в 781 году люди перехватили власть из рук Старшего народа. Последним эльфийским правителем Туссента был Диветаф, которому было несколько сотен лет. При этом выглядел он как юноша. В 781 году в Туссенте началась захватническая человеческая экспансия во главе с королём Людовиком. Войско Диветафа было раздавлено, а сам эльф присягнул человеческому королю, отдав меч, щит и трон. Людовик насмехался над эльфом. Его злорадство достигло невиданных высот, после чего он просто приказал выбросить Диветафа за стены замка с высокой лестницы, как нищего. Тогда Диветаф поклялся отомстить Людовику — сценарий его мести мы можем увидеть в квесте «Реконструкторы» в DLC «Кровь и вино». Эльфы отошли в горы, но уже через год люди решили уничтожить их полностью. Они устроили погром, в котором погиб Диветаф, а также большая часть его народа.

После этого генеалогического дерева у нас нет. Следующим лицом власти в литературной саге выступает прабабка Анны-Генриетты — Аделия Марта или Адемарта. Именно она устроила первый в истории рыцарский турнир в Туссенте, победитель которого должен был стать её избранником. Однако стать таковым не суждено было ни одному рыцарю, ведь Адемарта вышла замуж за нильфгаардского королевича. Отсюда и берут начало кровные узы между Туссентом и Нильфгаардом. От этого брака родилась бабка Анны-Генриетты — Каролина Роберта. Следующие сведения касаются уже известной нам королевы Анариетты.
В книге «Туссент, герцогство из мира сказок и чудес», которую мы можем отыскать в третьем «Ведьмаке», мы узнаём о стране, которая словно сошла со страниц сказок. Её автор описывает Туссент как живописное королевство с идеальным климатом — здесь всегда идеальный баланс солнца и дождя, зимы тёплые, но снежные. Благодаря этому королевство богато на всевозможные плоды и лёгкий человеческий нрав. Главным плодом в Туссенте является плод винограда. Все вы знаете, что именно Туссент является столицей виноделия в Неверленде, так что вино здесь — настоящая святыня. Лучшим вином в Неверленде считается Эст-Эст, но жители Туссента отдают предпочтение Сангреалю, однако производится такое вино исключительно для королевского семейства — никто другой получить доступ к нему не может, о чём мы знаем из дополнения.

Из сказанного и увиденного можно сделать вывод, что Туссент списан с юга Франции и Италии. Это определённая смесь — и в природе, и в архитектуре, и в традициях, которые являются основой основ в Туссенте. Традиции здесь — вещь священная, так что каждый житель должен чтить их и учить этому своих детей. Прежде всего касается это пяти добродетелей, продиктованных Владычицей Озера. Именно она является главным божеством для жителей Туссента, хотя есть в княжестве и другие религии, как учение пророка Лебеды, на фигуре которого завязано множество квестов в DLC. Все праздники в Туссенте отмечают шумно и с размахом. Столицей княжества является Боклер, построенный на эльфийских руинах.
Как известно, Туссент является марионеточным княжеством Нильфгаарда. Произошло это именно из-за кровного единства. Несмотря на это, Нильфгаард практически не принимает участия в жизни винного края. Здесь говорят на общем языке, ходят те же валюты. Империя не размещает в Туссенте своих гарнизонов, но и не позволяет краю держать собственное войско. Именно поэтому здесь распространено рыцарство с кодексом чести и прочими выдумками. В игре мы могли увидеть княжескую гвардию, которой не было в литературной саге.
Несмотря на высокий уровень жизни в Туссенте, здесь распространён бандитизм. Разбойники сбиваются в так называемые ганзы. Разные ганзы контролируют разные районы, которыми правит феодал. Всего насчитывают около четырёх основных ганз, занимающихся убийствами и грабежами. В дополнении «Кровь и вино» край стал известен и большой популяцией в нём кровопийц, но это уже другая история.
Вот таким получился первый ролик о мире «Ведьмака». Обязательно гляньте карту Неверленда, которую я создал в Heroes of Might and Magic 3. Следующая часть отправит нас в Империю Нильфгаард. Ставь лойс на ARTLINE PLAY, ну а с вами был Андрій Безсовісний!