#resheniya-dlya-igr

Обзор Manor Lords

ml

У нас было: 5 поселенцев, десять поленьев, 18 постных булок и четыре доски. Именно так начинается каждая новая партия в Manor Lords, экономической средневековой стратегии, разработанной одним человеком. Гжегож Стычень — так зовут польского энтузиаста, который самостоятельно создал эту игру благодаря пожертвованиям на Patreon. И это действительно очень интересный и более чем симпатичный продукт.

 

СМОТРИ ОБЗОР НА YOUTUBE!

 

 

Manor Lords — это именно экономическая стратегия. Основное внимание здесь уделено торговле, которая либо ускоряет, либо замедляет развитие средневекового поселения: от лагеря с тремя хижинами до большого города с пивоварнями, кузницами и оружейными лавками. Но достичь этого нелегко, так как даже большое поселение могут быстро захватить бандиты или вражеские войска, что сведет на нет 6-часовую партию. От теории перейдем к практике, где я покажу вам, как это выглядит на деле, что здесь вообще делать и как в это играть.

 

 

Начинаем с выбора аватара и герба нашего персонажа. Так как я строил средневековую Польшу, выбрал наиболее правдоподобное и представительное имя с фамилией. В игре есть три сценария — выбираем тот, где будем развиваться, воевать и доминировать, хотя на самом деле ни один из этих аспектов не реализован в полной мере. Появляемся где-то посреди поля с 5 бомжами в палатках и сразу же ставим лагерь дровосеков, так как он здесь самый важный. Если сразу его не поставить и потратить все начальные ресурсы на что-то другое, партия будет завершена. У вас просто не будет дерева, чтобы построить лагерь дровосеков, а просто так люди здесь лес не рубят. Смотрим на карту, на которой есть еще два противника. Каждый участок богат теми или иными ресурсами, на которых мы и будем зарабатывать. Наш регион богат рыбой и солью, так что на этом и будем спекулировать. Сразу строим хижину рыбака, чтобы у нас постоянно была еда, а также амбар и склад, чтобы рабочие могли складывать туда начальные ресурсы, так как рано или поздно пойдет дождь и намочит их.

 

 

Внизу вы можете видеть календарный плеер, с помощью которого мы будем ускорять и замедлять время. Время здесь крайне важно, поскольку почти каждый месяц заставляет вас заниматься разной работой: от засева полей до сбора урожая и так далее. Сразу скажу, что самым важным ресурсом здесь является еда, поэтому постарайтесь с самого начала обеспечить ее поступление, так как все всегда сводится к проблемам, которые вызывают голод и конец игры.

 

 

Сразу прокладываем дороги, которые здесь бесплатные, но очень эффективные, так как рабочие начинают быстрее работать и доставлять ресурсы. Сразу строим бесплатный рынок, соединяем все дорогами, иначе работать эффективно не получится. Копаем колодец, получаем письмо от конкурентов о каком-то нашем достижении, игнорируем его и начинаем строить первые хозяйства для наших бездомных, которые страдают без крыши над головой в палатках за 20 злотых. Лагерь охотников тоже будет уместен, так как люди не могут питаться только рыбой. Рыба, как говорят, не мясо, хотя это философский вопрос, тут как посмотреть. Когда все получают по хижине, имеют воду, запасы еды и топлива, село поднимается на один уровень, и мы выбираем перк развития — рекомендую брать торговую логистику, которая снижает цены на торговые пути и позволяет зарабатывать деньги.

 

 

На рынке вы всегда можете увидеть, чего не хватает вашим поселенцам, чтобы обеспечить их этим, ведь от уровня общего одобрения зависит скорость прироста населения. Если одобрение будет ниже 50%, прироста не будет вообще, и вы будете топтаться на одном месте, пока ваше село не вымрет от голода — это здесь довольно типичный сценарий.

Так как рабочих рук у нас мало, за обработку полей возьмёмся на второй год, а пока выберем лучшие земли и просто создадим поля под паром, которые будут ждать пшеницу, ячмень или лён на следующий год. Пока всё идёт нормально, люди поселяются и приступают к работе. В Manor Lords всё работает по механике семей — рабочие делятся на семьи, и каждый член семьи занимается своим делом, что можно отслеживать в режиме реального времени. Рабочих нужно назначать на конкретные задания, иначе они будут бездельничать, а мы — проигрывать в поздней стадии игры. Незанятые семьи занимаются строительством, а если нет строек, они просто бездельничают. Управлять людьми, как в других стратегиях, не нужно, боты всё делают автоматически, но вам придётся постоянно распределять работников. Поставили одного в амбар, он перенёс продукцию и теперь бездельничает — забрали его оттуда и отправили ловить рыбу; одного послали рубить дрова, другого — колоть дрова. Остальные строят деревню, кто-то ведёт вола. Вам нужно постоянно следить за тем, кто чем занят, и закрывать необходимые пробелы. Людей не так много, поэтому каждая пара рук важна.

 

Вверху вы можете увидеть, что у нас есть 50 золота. Если потратить их сразу, игра может быстро закончиться. Чтобы не попасть в беду, нужно построить факторию — это место, где мы будем торговать и зарабатывать деньги. Построив факторию, открываем один из торговых маршрутов за несколько монет. Здесь всё зависит от вас и богатств вашего региона. В начале я рекомендую торговать досками, так как дерево всегда есть, и доски приносят хороший доход. Затем мы откроем маршрут для торговли солью, так как у меня её много, и думаете, будем жить припеваючи? Ничего подобного, заработанные деньги уходят на открытие новых торговых путей и импорт различных мелочей, которых у меня нет, чтобы запустить другие процессы.

 

 

Время идёт, уже осень, и наш народ всем доволен. Чтобы перейти на следующий уровень, нужно удовлетворить людей пищей, топливом и одеждой. Для последнего строим дубильню, и всё будет в порядке. Некоторые хозяйства хотят перейти на второй уровень, на что мы говорим: "пожалуйста", и превращаем их в господ. Также для этого необходимо построить церковь — в Польше без костёла никуда. Чтобы молиться было веселее, я построил напротив таверну, которая понадобится для перехода на третий уровень. Но уже в первую зиму начинаются проблемы. Люди начинают голодать и мёрзнуть, из-за чего умирают. Это очень плохо, запасов еды нет, а купить её просто так не получится — здесь это почему-то не работает. Такой экспорт будет постоянно требовать много денег и не приносить ничего — люди всё равно останутся голодными. Из-за голода падает уровень одобрения, а вместе с ним и прирост населения. Если не решить проблему, можно начинать новую партию.

 

 

Но наши люди терпеливы, поэтому следующим важным шагом для развития будет строительство дворянской усадьбы. Благодаря ей мы сможем нанимать наёмников. Платим 50 злотых разбойникам и отправляемся по карте отбирать ресурсы. Пока что начать войну нельзя, как и захватить новые земли, но испортить игру противнику и заработать немного золота можно, грабя лагеря разбойников. Как только такие лагеря появляются на карте, противник тут же отправляет туда свои войска. На дворе уже апрель, а проблема с едой остаётся актуальной, несмотря на сбор урожая, муку и выпечку хлеба, да и в пруду плавают акулы, но люди всё равно голодны. Постепенно ситуация немного улучшается, и мы начинаем активно торговать солью, открываем ремесленные мастерские, которые будут работать на аутсорс. Одни будут делать броню, другие — луки, третьи — варить эль и так далее. Чтобы немного решить проблему с едой, стройте много курятников в хозяйствах. Это стоит 25 злотых, но каждое хозяйство нужно обустроить ими, либо огородами, либо козами, с которых мы получаем шкуры. Ждём набора собственного ополчения — для этого нужны люди и оружие, которое можно либо производить самому, либо импортировать, в зависимости от того, есть ли у вас залежи железа.

 

 

Теперь наша задача — повысить все хозяйства до третьего уровня. Это сделать непросто, так как нужно, чтобы звёзды сошлись и мимо пролетала Нибиру. Поляки очень любят выпить, поэтому в каждом доме, от мала до велика, хотят хорошего эля. Для этого вам понадобятся: таверна, солодовня, ячмень или солод, и желательно пивоварня в городе. Если у вас много ячменя, а я рекомендую его сеять, то завозить солод не придётся. Ваша задача — накопить много эля на складе, а затем запустить таверну и поймать момент, когда можно будет подняться до третьего уровня. Здесь всегда нужно ловить момент, так как достаток в чём-то одном никогда не бывает постоянным. На данный момент третий уровень зданий — максимальный, игра находится в раннем доступе, и многое ещё предстоит сделать. В этой партии я так и не достиг третьего уровня домов из-за проблем с едой и постоянным голодом. Зато захватил ещё один регион и начал его заселять, хотя не слишком удачно, так как начал это делать перед зимой, и многие люди погибли от холода. На это ушло около четырёх часов, и нам предлагают развивать новый регион точно так же, как и первый — буквально с нуля. Вы даже не можете отправить туда ресурсы или деньги, это как начать новую игру в старой, только теперь нужно следить за ещё одним поселением, и это просто кошмар.

 

 

Покажу вам ещё одну партию для лучшего понимания и освоения. Здесь я был настроен на войну, поэтому, чтобы все боялись, выбрал грозного мужика, который выглядит как дырка в носке, и назвал его соответственно. Создал патриотический герб и начал с того же: лагерь дровосеков, склад, амбар. Регион был очень богат едой, поэтому казалось, что хотя бы здесь таких проблем не будет. И поначалу действительно их не было, но ненадолго. Быстро удалось перейти на второй уровень хозяйств, построить несколько мощных шахт и наладить торговлю. Уже через 25 минут у меня было пристроено к пивоварне, и большой запас еды согревал сердце вместо дров. На второй год начались работы на полях, появилась мельница и хлебопекарня — очень неплохо. Но на следующую зиму всё начало идти наперекосяк, и я понятия не имею, почему. В лесу было полно ягод, зверей было много, но еды не хватало. Люди начали голодать, и развитие замедлилось, зато я успел построить усадьбу и набрать разбойников для поиска ресурсов. Иногда даже не нужно было сражаться — я просто ждал, пока войска противника столкнутся с бандитами, а затем тайком забирал добычу. Благодаря удачным походам я накопил влияние и предъявил претензию на соседний регион. Я его захватил, построил новое поселение, в то время как старое полностью остановилось в развитии, хотя и выживало. Никто больше не заселялся, еды не было, беда. Новый регион, наоборот, показывал отличные результаты, и еды было полно — прямо из лесных ягод. Но счастье длилось недолго, потому что на второй уровень хозяйств пришли бандиты и сожгли всё к чертям. Посмотрите только на это суровое лицо — 10 лет в походе, сжигаю всё профессионально. В итоге эту партию тоже можно было сворачивать, так как снова упёрся в тупик.

 

 

И это главная проблема Manor Lords. Эта игра просто не работает должным образом. Рано или поздно всё сводится к проблемам с едой или топливом, и не важно, что у меня две хижины дровосеков и даже улучшенная угольная печь — ресурсов просто нет, хотя рабочие на местах. Лаги с работниками здесь — самая частая проблема. Они просто перестают работать, хотя всё на месте. Начинаешь перемещать лагеря, разрушать и строить заново, но они всё равно бездельничают. Такая особенность с дровосеками — если не переместить лагерь через некоторое время, деревья они рубить не будут. Всё это очень раздражает, так как деревня разрастается до 250 семей, и каждую из них нужно контролировать, назначать на должности, постоянно жонглировать, чтобы сбалансировать производство. Стратегия с курятниками тоже не всегда работает. Если в городе 200 человек, одними яйцами не прокормишься, хотя народ собирает ягоды и охотится. Охотники тоже часто просто перестают охотиться, что вызывает голод. И хоть четыре лагеря ставь, они всё равно сидят без дела, даже если выделяешь им область для работы. Рынок со временем становится просто уродливым — откуда там такие цены на продукцию, я не знаю, хотя однажды видел, как ломали экономику игры с помощью багов на черепицу в самом начале. Но заниматься багами неинтересно, а если играть честно, со временем всё сводится к одним и тем же проблемам. Например, у тебя много топлива, но некоторые люди просто мёрзнут в домах. Вопрос «почему?» остаётся без ответа, как и вопрос — откуда у противника в начале игры войска, если это просто невозможно, ведь усадьбу сразу не построишь. Из-за этого у компьютера всегда преимущество, и он захватывает почти всю карту. Ха-ха в том, что на карте нет его поселений, просто пустота. Дипломатия здесь вообще не работает, поэтому взаимодействовать с противником можно только через войну, но у него всегда больше войск. Захват новой территории требует очков влияния, которые зарабатываются за грабёж лагерей бандитов, постройку определённых зданий и за лишнюю еду, которую жертвуешь церкви. Зарабатываются они очень долго, а когда захватываешь территорию, начинается новая игра. Что за бред? Как я могу контролировать столько процессов, если новое поселение никак не связано со старым? Ни ресурсы отправить, ни людей, только войско. Чтобы захватить всю карту, потребуется несколько дней, если с едой будет всё в порядке. А с ней всё в порядке почти никогда не бывает, даже если тщательно собирать урожай с полей и печь тонны булочек с маком. Зачем в церкви работники, если они ничего не делают? Или дурацкая механика с палатками на рынке: рыбак не ловит рыбу зимой без перка, но убирать его из рыбацкой хижины на другую работу не стоит, потому что он держит лавку с рыбой, а это даёт больше еды — идиотизм. Ресурсы в шахтах очень ограничены, а в тех, где их много, даже с перком на бесконечную добычу работа может прекратиться по неизвестным причинам. Некоторые стройки тоже зависают, строительство замка никакое, как и боевая система. Игра действительно слишком сырая, с небольшим количеством зданий и механик, с несколькими стратегиями развития. Также она очень медленная, даже на высокой скорости, развитие одного региона до 3-го уровня может занять до шести часов. Но эти 6 часов проводишь с удовольствием, это правда. Здесь великолепная графика и ещё лучше музыкальное сопровождение. Игра очень затягивает, чрезвычайно интересно строить деревню и решать повседневные вопросы.

Честно говоря, она заслуживает высоких оценок и действительно очень увлекательна, но такие оценки она получит только при полном релизе, когда каждую механику допилят и доработают, добавят больше новых функций и уберут эти проклятые баги. Обязательно чекнем в будущем, а пока — бери хороший игровой ПК для Manor Lords, так как игра довольно требовательна. Купить такой можешь на сайте интернет-магазина ARTLINE. Подписывайся на канал ARTLINE PLAY, ставь лайк и пиши в комментарии, как тебе Феодальные лорды.

Вопросы

+ Как открыть торговый путь в Manor Lords?
Открыть торговый путь можно в Фактории, выбрав один из путей и нажав на иконке с деньгами в правом углу
+ Как хранить еду в Manor Lords?
Чтобы хранить еду вам нужен амбар и один работник в нем
+ Где размещать церковь в Manor Lords?
Размещение церкви не имеет значения
+ Как завоевать регион в Manor Lords?
Для этого нужно накопить очки влияния, которые показаны в правом верхнем углу возле залезной руки. Для этого нужно выигрывать битвы, нападать на бандитские лагеря, строить церкви и отдавать десятину. После наводим на регион на общей карте и нажимаем "выдвинуть претензию"