Если бы вы были в Северной Корее и спросили: «Где тут Wi-Fi?», вас бы не поняли. И причиной этому не языковой барьер — просто корейцы не знают, что такое Wi-Fi. Только представьте: 26 миллионов жителей, большая половина из которых никогда не слышала не только о беспроводной сети, но и о самом интернете. Потому что он находится под завесой цензуры и жёсткой регуляции со стороны власти, которая рассматривает любую информацию извне как контрабанду. Сегодня я расскажу вам, как корейцы выходят в онлайн, что для этого нужно и правда ли Ким Чен Ын играет в Доту. Я Андрій Безсовісний, вы на Артлайн Плей, и перед началом оставлю вам приглашение на сайт нашего интернет-магазина, где вы всегда можете приобрести топовую игровую сборку.
СМОТРИ ЭТОТ РОЛИК НА YOUTUBE
Северная Корея всегда находится за завесой тайны. Знают о ней не так много, не говоря уже о быте её граждан. Секретность в КНДР всегда на высочайшем уровне — настолько, что информация не просачивается ни на входе, ни на выходе. Об этом давно позаботилась семья Кимов, которая собаку съела на таких темах, как изоляция и репрессии. Но время не стоит на месте, а технологии продолжают активно развиваться, делая мир более тесным местом. Даже сквозь самые суровые реалии всегда просачивается что-то новое, что-то, что может изменить всю игру. КНДР рассматривает подобную угрозу в лице любой информации из-за своих границ. Всё, что пересекает границы страны нелегально, является незаконным — и касается это даже информации. Вы удивитесь, но даже сегодня, в 2026-м, корейцы готовы платить большие деньги за флешки с мультимедийными файлами объёмом всего лишь 5 гигабайт! В 2020-м в КНДР ввели закон, который сурово наказывает за доступ к зарубежной информации. Вы можете сесть в тюрьму лишь за то, что посмотрели южнокорейский сериал или просто имеете его на флешке. В 2021-м году один кореец незаконно перевёз в страну один сезон «Игра в кальмара» — за это его расстреляли.

Музыка, кино или даже видосы с Ютуба — всё это подчиняется страшному закону, который выступает в роли фильтра. И хоть фильтрует он хорошо, корейцы всё равно тянутся к новым технологиям, как и люди по всему миру, однако позволить себе могут немногое. Купить стационарный ПК здесь — почти что сорвать джекпот! Производство ПК в стране строго регулируется и передано в руки единственной компании под названием «Ранняя панда». Эта «Ранняя панда», по приказу власти и по разным источникам, выпускает от 100 до 1000 компьютеров в год. Думаете «мало»? Ввоз ПК в Корею из-за границы запрещён, а большая половина этих несчастных 100 корейских ПК на китайском железе даже не получает владельца. По состоянию на 2019-й год в Корее зарегистрировано всего до тысячи IP-адресов, большая часть которых относится к государственным организациям. Если ты захотел купить компьютер в Корее, тебе нужен не только идеальный момент для покупки, но и определённые разрешения от старших пацанов на пользование им. Ты покупаешь ПК, а затем идёшь в полицию, чтобы его зарегистрировать. Так как ПК без интернета — вещь неполноценная, ты подаёшь заявку на подключение к сети. И тут начинаются фокусы, потому что такую заявку могут обработать, а могут и нет. Если же ты подаёшь заявку часто — будешь ждать дольше, возможно, целую вечность. А если её всё-таки одобрят — готовься к пожизненному наблюдению и мониторингу со стороны власти Кимов.

Интернет в Северной Корее действительно есть, но выглядит он не так, как мы привыкли. В 2000-м году КНДР внедрила свой Чебурнет под названием «Кванмён». Подобные Чебурнеты называются интранетами. Интранет — это внутренняя сеть, которая использует стандарты и технологии интернета, но не даёт к нему выхода. Это изолированная частная сеть, полностью контролируемая государством. К подобному интранету стремится и россия — об этом можете посмотреть в других видео, которые будут в описании, как и видео про видеоигры в КНДР. Возвращаясь к теме, именно такой интранет и использует Северная Корея в качестве «настоящего» интернета. Кто же тогда является его активными пользователями, если лишь единицы здесь владеют ПК? Те, у кого есть смартфон и 3G.

Смартфоны в Корее тоже специальные — партийные. Они не могут выходить в глобальный интернет, а также делают скриншот экрана каждые 5 минут, чтобы, не дай Ким, кто-то не писал плохое про партию или не позволял себе свободомыслие. По последней статистике, мобильным интернетом в стране пользуется около 70% населения. Но не стоит радоваться раньше времени, потому что все они имеют доступ лишь к интранету, в котором всего 28 одобренных властью сайтов. Про образование, культуру, кино и, конечно же, партию и родину, ведь задача любого режима — удачно притвориться родиной. В интернете можно найти информацию о том, что на сегодняшний день различных сайтов в Кванмёне якобы больше тысячи, однако это неправда. Доказательством стал слив 11 терабайт данных с одного из корейских серверов, который обслуживался не слишком квалифицированно — он был просто без пароля. Подобные серверы нужны Корее, так как ни один IT-сотрудник в стране не имеет свободного доступа к компьютеру. Вся работа с ПК выполняется строго под надзором. В некоторых местах, например в библиотеке, разрешено пользоваться компьютером и выходить в местный Чебурнет, но рядом с вами обязательно будет сидеть библиотекарь и отключать интернет каждые 5 минут, после чего прикладывать палец к кнопке, и только тогда вы сможете сидеть в интранете ещё 5 минут. Тем более чего-то существенного в таком интернете вы не найдёте — там рассказывают лишь про КНДР и ничего больше, будто внешнего мира вообще не существует.

Если же вам всё-таки повезло получить ПК, вы должны освоить местную операционную систему OS X, которая вообще не имеет никакого отношения к Apple, так как создана на базе Linux. Там всё своё: от браузера до календаря. В принципе, список доступных инструментов там можно пересчитать на пальцах обеих рук, поскольку система очень жёстко ограничена. Держи часы, календарь, браузер и блокнот — и не сиди долго, Ким всё видит. Если вы пытаетесь где-то загрузить какие-то файлы с ПК на флешку, во-первых — вам этого никто не даст сделать. Во-вторых — если всё же дадут, то все файлы будут помечены водяными знаками, чтобы отслеживать информацию в злонамеренных случаях.

В интранете КНДР нет никаких комментариев и комментаторов. Комментировать что-либо просто запрещено, так как где-то может проскочить нежелательная информация. Рядом с сайтами о кулинарии и фантастической истории в 2016-м появился сайт под названием «Лучшая социальная сеть». Никогда не угадаете, с чего это скопировали, но я всё-таки раскрою карты — сайт был полностью слизан с Facebook и вскоре взломан. Взломан шотландцем, который просто зашёл в админку и ввёл логин: admin, пароль: password. После взлома КНДР навсегда удалила «Лучшую социальную сеть».
Важно понимать, что любой шаг даже в Кванмёне жёстко регулируется. Власть видит абсолютно всю вашу историю, может в любой момент посмотреть переписки или прослушать разговор. Касается это и другой части интернета КНДР — настоящего интернета. Да, Северная Корея всё-таки имеет нормальный доступ к глобальному интернету, но доступен он лишь избранным. Список таких избранных насчитывает от 100 до тысячи чиновников и приближённых к семье Кимов, а легитимизирует его лично Ким Чен Ын. Достоверно неизвестно, могут ли они выходить в глобальный интернет через смартфоны, так как мировых провайдеров там нет, однако проскакивала информация о том, что этот интернет на самом деле обслуживают провайдеры из приграничных зон россии и Китая. То есть, если бы кто-то захотел посмотреть на действия элиты КНДР в мировом интернете, ему бы пришлось просто взломать этих провайдеров. Известно, что элита может выходить в глобальный интернет через ПК, но даже такие ПК регулируются — разве что у тебя есть частный дом вместе с интернетом. Всё же этого никто не знает наверняка, поэтому вопрос остаётся открытым. Дело в том, что большую часть информации о подобном мир получает от перебежчиков, которые сумели сбежать из КНДР. Другая часть — это туристы, которые лично посещали страну; подобных видео полно на YouTube. Но, как вы понимаете, туристы должны видеть лишь то, что должны — о каком интернете тут может идти речь? В стране запрещён Wi-Fi, так как существует риск утечки локальных файлов. Флешки здесь считаются модным аксессуаром, а компьютерные игры и вовсе чем-то за пределами логики.

В Северной Корее не то что запрещён Steam — о нём просто никто не знает. Как и о Google, Wi-Fi или Instagram. Именно поэтому настоящего гейминга там не найти. Несмотря на это, из Пхеньяна уже годами светится на карте точка, которая обозначает единственного игрока в Steam из КНДР. На YouTube вы можете найти целую кучу подобных роликов, но я не советую тратить на них время, так как ни один так и не даёт ответа, и все логично сходятся в одном мнении — это сам Ким Чен Ын. Все знают его любовь к баскетболу и всему американскому — видеоигры не являются исключением. Существует ещё одна правдоподобная теория о хакерах из КНДР, которые используют аккаунт Steam для злонамеренных действий. КНДР официально нанимает хакеров на работу, чтобы те крали данные, крипту и наносили атаки на страны враждебного Запада. И они действительно делают это успешно. Самой известной группировкой является Lazarus Group, которые стоят за кражей биткоинов с биржи ByBit, которые атаковали южнокорейские биржи и которые в целом ведут крайне успешную деятельность.

Сайты КНДР выглядят так, будто застряли где-то между тысячелетиями. Если же каким-то образом гражданин решит зайти на зарубежные сайты, его ждёт облом, так как в белый список входят лишь некоторые англоязычные источники, а в КНДР почти никто не знает английского. Даже за просмотр зарубежного контента вы можете получить тюремный срок — что уж говорить о серфинге в Instagram, где рядовой кореец может заразиться вирусом красивой жизни. Интранет — это то, что ждёт многие страны в будущем, так что КНДР в этом плане можно даже считать новатором. Жаль, что подобное новаторство приравнивается к тирании и деспотизму с лишением личного волеизъявления.