Nobody Wants to Die — новая АА-игра от молодой польской студии Critical Hit Games, о которой известно крайне мало. На официальном сайте ребята указали, что в их команде работают ветераны польской игровой индустрии, но над чем они работали ранее и получают ли они пенсию — неясно. Однако будем доверять им на слово, ведь первое, чем привлекает игра, — это исключительный графический уровень, который поначалу трудно отличить от уровня ААА. Напомню, что перед нами дабл-АА игра от неизвестной студии с небольшим бюджетом. Блестящая визуальная оболочка манит к себе поклонников жанра, и речь здесь не только о киберпанке, но и о нуаре — перед нами нуарный киберпанк-детектив в сеттинге ретро-футуризма. Поэтому стоит ожидать миллионы выкуренных сигарет, два миллиона выпитых стаканов виски и еще больше жалоб на жизнь, которую главные герои не понимают, но барахтаются в ней, как свиньи в грязи. Nobody Wants to Die идет еще дальше и предлагает нам главного героя, который постоянно «сидит на стакане», бесконечно ноет и раздает оплеухи, а также страдает от приступов, в которых он видит свою мертвую жену. Знакомьтесь — это детектив Джеймс Карри из отдела смертности, а за окном — Нью-Йорк 2329 года.
СМОТРИ ВИДЕО НА YOUTUBE-КАНАЛЕ ARTLINE PLAY
Nobody Wants to Die постепенно вводит нас в курс дела. Оказывается, будущее не такое уж безоблачное, как его часто изображают. Здесь у нас тоже постоянно идет дождь, тоже постоянная ночь, общество разделено на классы: богатые жиреют — бедные бедствуют, и все в таком духе. Но главной особенностью будущего в этой игре является возможность переноса человеческого сознания в другое тело. Наука достигла такого уровня, что теперь это обеспечивает бессмертие. Люди могут арендовать или покупать себе тела, и после смерти их биологического тела определенная компания переносит их сознание в новое, только что приобретенное. Эта возможность не является чем-то необычным, редким или невероятно дорогим. Смена тел приобрела массовый характер, и теперь даже с раннего возраста люди подписываются на программу, которая предоставит им будущее тело, за которое они будут постепенно выплачивать деньги. Как понимаете, здесь есть и темная сторона, ведь перед нами настоящая антиутопия. Первая проблема — это финансовое рабство, в которое общество загоняет смена тел и перенос сознания. Да, люди теперь живут по 300 лет, а наш главный герой уже живет вторую жизнь в другом теле, но такое существование означает постоянные долги и налоги. Вторая проблема — это пропасть между бедняками и средним классом. Бедняков похищают, убивают и забирают их тела, чтобы богачи могли жить вечно. Для этого в мозг встраивается иерихон — специальный чип, который хранит ваше сознание. Затем идет процесс синхронизации, ведь нужно, чтобы сознание полностью синхронизировалось с телом для нормального функционирования. Здесь есть несколько побочных эффектов, одним из которых является десинхронизация — именно ей страдает наш главный герой, из-за чего он видит свою мертвую жену и другие галлюцинации. Интересно то, что перенос сознания в иерихон не гарантирует 100% переноса личности, некоторые уголки вашего сознания могли быть навсегда утеряны. Есть и множество других побочных эффектов, о которых умалчивают власти, зато всем выдают таблетки под названием «Амброзия», чтобы голова не сильно глючила, и все их принимают, ловят откаты и ходят на работу.
После потери жены наш детектив постоянно заливает горе, даже в рабочее время и даже на капоте нашего летающего авто, внимание, 99-го года выпуска, на высоте 500-го этажа. Вокруг бесконечный поток других летающих «Запорожцев» и «Таврий 4x4», а в наушнике полицейский диспетчер Сара — наша напарница со своими «тараканами» в голове. Джеймсу выпадает интересная задачка — в одном из небоскребов взорвался офис одного крупного босса, нужно разобраться, что там случилось.
Как вы представляете себе детектива будущего? Наверное, это игра, в которой полицейский детектив почти супергерой, использующий различные ноу-хау для расследования. Логично, но поляки решили вплести эту логику в ретро-футуризм и создать новые технологии на базе типичных детективных ярлыков и клише. Так, увеличительное стекло у нас — это рентгеновский прибор, а устройство для анализа толстой кишки — ультрафиолетовая лампа. Главным устройством и вершиной технологий в нашей работе является реконструктор. Это прибор на левой руке в виде браслета, с помощью которого мы будем восстанавливать события прошлого путем перемотки времени. На этой механике построена вся игра, и на протяжении всего игрового процесса мы будем её использовать. На этом игровые механики Nobody Wants to Die заканчиваются. И я серьезно — в игре о будущем нам покажут ТОЛЬКО устройство, которое может перематывать время вперед-назад, и то лишь в пределах произошедшего. Возникает вопрос — насколько хорош дилер в студии Critical Hit Games?
Дело в том, что несмотря на все вышеперечисленные жанры, игру можно отнести к одному — симулятору ходьбы. Таких игр за последние годы вышло огромное количество, и в большинстве случаев они не стоят потраченного времени, так как предлагают интересную завязку, но не доводят её до конца или вообще оставляют всё за кулисами тайны. Как в Firewatch, которым вдохновлялись поляки. С одной стороны — интересное приключение с любопытной графикой, с другой — утомительное беготня с женщиной в наушнике. То же самое можно сказать и о Nobody Wants to Die, только здесь вместо интересной графики — современная, а женщину в наушнике можно раздражать и провоцировать, если захочешь. В игре есть симуляция выбора, который влияет на концовку. А концовок здесь четыре — три плохих и одна хорошая.
На начальных этапах игра удивляет, исследуешь её то здесь, то там, но Nobody Wants to Die не особо открывается, так как всё, что мы видим — это лишь красивые декорации. На самом деле в игре всего около пяти небольших локаций, некоторые из которых сильно похожи. Начинаешь приглядываться к локациям, как свекровь к невестке, и находить недостатки. Окружение действительно хорошо выполнено, но при близком рассмотрении видишь не самые качественные текстуры. Всё решает освещение и новые технологии, и это хорошо, так как такие инструменты позволяют быстро и качественно создавать игры даже для небольших студий. Но графика здесь на самом деле второстепенна, ведь главное место занимает сюжет. Именно сюжет удерживает тебя от того, чтобы выйти из Nobody Wants to Die, ведь он втягивает нас в заговор на самом высоком уровне, который может привести к настоящей революции.
Всё это звучит круто и выглядит неплохо, но где здесь геймплей? С такими играми создается впечатление, что авторы сами не совсем понимают, что делают ИГРУ, а не кино. Если вы хотите минимизировать взаимодействие с игроком — превратите игру в интерактивное кино, как серия The Dark Pictures, но даже там геймплея гораздо больше, чем в Nobody Wants to Die. Здесь всё, что нам нужно — это просто бегать от точки к точке, восстанавливать события двумя кнопками мышки, искать следующие зацепки и ещё раз десять, а может и тридцать раз, долго и нудно реконструировать. Смотри: эти двое обменивались жидкостями перед тем, как их прикончили из Томми-гана; ух ты, а это голая задница конгрессмена, что же он делал? ой-ой… Так как у нас три инструмента, геймплейных механик тоже три. Придется ещё искать следы крови, а также выяснять, куда ведут провода. Благодаря этим невероятно интересным и захватывающим механикам, игру смело можно назвать ещё и симулятором электрика. Ах да, ещё будем проводить баллистическую экспертизу на месте, жаль, что до анализа брызг крови, как в "Декстере", не дошли — тогда прохождение растянулось бы до 7 часов.
Все это сопровождается постоянной болтовней нашего неугомонного оператора, но, к счастью, разговоры здесь хотя бы по делу. Стоит отметить, что даже с этими тремя ограниченными механиками игра получилась неплохой как детектив. Вот только это не хардкорный детектив, где нужно самому доходить до решения — здесь игра сама подталкивает нас к нужному пути, оставляя немного времени подумать над только что услышанными именами. Но нужно же создать хоть какую-то иллюзию, что мы действительно серьезный детектив. И тут авторы такие: «А давайте добавим идиотскую изометрическую мини-игру, в которой нужно сопоставлять улики, чтобы прийти к выводу?» И добавили её, да еще и три раза, потому что бог любит троицу. Поляки растянули Nobody Wants to Die настолько, насколько могли, используя кучу ненужных диалогов, которые якобы раскрывают персонажей, добавили слишком много реконструкций, а также очередные сцены, где все, что ты делаешь — это выбираешь вариант ответа и бегаешь туда-сюда. Как можно раскрыть персонажа за 5 часов прохождения, если тут дело не раскрывается полноценно? В Nobody Wants to Die мы выходим на убийцу так неуклюже и случайно, что становится даже смешно, а этот смех усиливается в финале, где все сводится к типичному приему, который я не буду спойлерить. Но в некоторых моментах игра действительно берет помпезные ракурсы. И делает это на постоянной основе.
Теперь к названию этого видео — это не кликбейт, потому что Nobody Wants to Die могла бы быть отличным дополнением для поклонников Cyberpunk 2077. Могла бы, если бы её сделали как надо. Первое — дать людям нормальный геймплей с перестрелками, экшеном, более широкими возможностями исследования. Подавать сюжет иначе — не через оператора в нашем наушнике, а через события, которые не только произошли, но и происходят. По факту мы всегда одни, и никто нам не мешает. А могло бы быть так: расследуешь убийство, тут врывается группа недоброжелателей, разбираешься с ними, обыскиваешь, узнаешь заказчика, сопоставляешь факты и идешь дальше — именно так это должно было выглядеть, а не беготня с поиском проводов под полом. Третье — ретро-футуризм. Зачем везде пихать это странное сочетание — никому не ясно. Типа нуар — типа ретро, типа киберпанк — типа футуризм. Честно говоря, смотреть, как какие-то металлические мусорные баки из 1900-х годов летают по городу, но при этом на приборной панели установлен ТАХОМЕТР, Карл — это просто смешно, как и рентген-лупа. Чувак, у тебя в голове установлен телефон, а в глазах какие-то супер-сканеры, не говоря уже о чипе иерихонт, который, черт возьми, перенес твое сознание в другое тело! Но как только дело доходит до рентгена в 2300-х годах, сразу нужна лупа, иначе никак. Еще радуют пистолеты и автоматы 1930-х годов в 2329-м, где я БЕГАЮ С РЕКОНСТРУКТОРОМ, КОТОРЫЙ НЕ ТОЛЬКО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕРЕМОТЫВАТЬ ВРЕМЯ, НО И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПРЕДМЕТАМИ В ПРОШЛОМ. Можно сказать, что это типа дань уважения Bioshock, признание вдохновения и все такое, но, ребята, вы не Том Говард из Fallout и уж тем более у вас нет такого бюджета, как у авторов Bioshock. Можно покритиковать и наркоманские глюки главного героя, мол, это теперь в каждой игре, и это реально уже раздражает, но здесь они оправданы сюжетом, однако спойлерить не буду — это действительно интересно.
Играя в Nobody Wants to Die, меня постоянно не покидала мысль: «Сделай все это в открытом мире — была бы нереальная конкуренция для Cyberpunk 2077». И это правда, потому что у авторов есть амбиции, есть неплохие возможности и руки, при этом не две левых. Но такие деньги вряд ли кто-то им даст, поэтому этот проект больше напоминает дипломную работу, благодаря которой тебя возьмут в CD Projekt делать Cyberpunk 2. А ты ждешь его? Если да — запасайся и бери топовый игровой ПК от Artline.