Средний онлайн в 1,5 миллиона человек, многомиллионные призовые фонды и слава, не угасающая уже 24 года. Все это про Counter-Strike, самую популярную и известную игру на планете. Кажется, эта игра — сама судьба. Без неё невозможно представить игровую индустрию, а также детство, проведённое на картах de_dust2, de_inferno и cs_assault. Однако разработчики даже не могли представить подобное в конце нулевых, ведь путь Counter-Strike начался с небольшого мода.
СМОТРИ ПОЛНОЕ ВИДЕО НА YOUTUBE-КАНАЛЕ ARTLINE PLAY
1996 год
На дворе 1996 год. Появляется легендарный Quake, который меняет правила игры своим новым, прорывным движком Quake Engine. Именно благодаря ему родилось множество легендарных шутеров, ставших целыми сериями, и Counter-Strike не стал исключением. Однако до CS было ещё далеко, так как мир не увидел даже первую Half-Life. Движок Quake Engine был инновационным и позволял легко работать с 3D-графикой, в отличие от движка Doom Engine, который, хоть и был интересным, уже устарел. Также он был бесплатным: каждый мог создавать что-то своё, и сами авторы движка поощряли как моддеров, так и игровые студии. Одной из таких студий стала компания Valve. Команда была очарована игрой и её движком, к тому же их будущая игра тоже создавалась в жанре научной фантастики с космосом, пришельцами и динамичными перестрелками. Майкл Абраш, один из создателей Quake Engine, подтолкнул Гейба Ньюэлла к использованию этого творения, но Габен подошёл к делу с другой стороны и на основе Quake Engine создал собственный движок под названием GoldSource. Именно на нём Valve создала одну из важнейших игр в истории — Half-Life 1, без которой не существовало бы Counter-Strike.
Истоки и начало
Здесь история меняет свой ракурс и концентрируется на Мине Ли — молодом человеке вьетнамского происхождения, чьим хобби было 3D-моделирование и создание различных модов. Он настолько увлёкся изучением Quake Engine, что уже через год усердной работы смог выпустить собственную полноценную модификацию Navy Seals. Это был PVE-шутер, в котором игрок зачищал локации от террористов. В то время тема противостояния спецназа и террористов была очень популярной. Этот сценарий использовался во многих боевиках того времени, среди которых особенно выделяется шедевр кинематографа "Схватка" с Робертом Де Ниро и Аль Пачино. Постепенно модификация набирала популярность, и Мина Ли пригласили в молодую команду авторов поработать над разработкой масштабного мода Action Quake 2 для второго Quake, вдохновлённого гонконгскими боевиками. Мод стал популярным в сообществе, но Мин всё равно хотел вернуться к теме противостояния спецназа и террористов, а также сделать что-то совершенно новое. Как вы помните, все шутеры середины 90-х были очень быстрыми и использовали популярный в то время футуристический sci-fi-сеттинг. Ли же хотел уйти от этой концепции, сделать её более приземлённой и добавить реализма. В его голове возникла простая идея: две команды — спецназ и террористы, и сценарий с освобождением заложников. Парень знакомится с администратором сайта модификации Action Quake 2 — Джессом Клиффом, рассказывает ему свою идею, и тот сразу соглашается на сотрудничество.
Ещё одним ключевым моментом стал переход с движка Quake Engine на GoldSource, который использовался в Half-Life. Игра показалась им более реалистичной, к тому же движок был новее. Из-за этого пришлось осваивать его с нуля, хотя предыдущие наработки тоже пригодились. Так команда из двух энтузиастов взялась за работу, и уже через год выпустила Counter-Strike 1.0 beta. На самом деле, игра могла получить другое название, в списке были такие варианты, как frag heads, strike force, counter terror, но лучше всего подошло название Counter-Strike, взятое из канадского сериала. Интересно и то, что оба разработчика впервые увидели друг друга только в 2003 году. До этого они работали удалённо, общаясь через чаты и телефон.
Мин был главным программистом, а Джесс занимался моделированием, игровым дизайном и пиаром проекта. На написание кода ушло 2 месяца, на создание текстур и моделей — шесть. С последним у парней возникало больше всего проблем, из-за чего иногда приходилось работать по 20 часов в день. Сегодня они признаются, что на самом деле не создали ни одной карты для своей игры. Они обратились за помощью к сообществу, и люди, желавшие принять участие в разработке, просто присылали им готовые карты, которые они дорабатывали. Dust2 вообще создал 16-летний подросток из Великобритании. Модели оружия делал Мин Ли, который находил оружие в различных журналах и выбирал то, которое больше всего подходило для игрового процесса. Все анимации он делал сам, руководствуясь интуицией. Изначально было 9 видов оружия, четыре карты и по одной модели для террористов и спецназа. Это называлось Counter-Strike beta 1.0, и игра просто взорвала игровое сообщество.
Valve
Counter-Strike стала настолько популярной, что Valve просто не могли не обратить на неё внимание. В мод играли все, к тому же он активно развивался. Игра находилась в стадии бета до версии 7.1, а под конец в неё добавили нововведения, такие как автомобили, которые нарушали баланс и были удалены. Valve поняли, что могут направить игру в правильное русло с помощью своего финансирования, и сделали ребятам предложение, от которого невозможно отказаться. Они выкупают авторские права на Counter-Strike и берут двух молодых разработчиков к себе на работу в качестве ведущих разработчиков. Ребята были на седьмом небе от счастья. Их пригласили в главный офис в Сиэтл, но приехать смог только Мин Ли, который познакомился с Гейбом Ньюэллом и Робином Уокером — разработчиком серии Team Fortress. Джесс Клифф продолжил работать удалённо, а 9 ноября 2000 года мир увидел полноценный релиз Counter-Strike 1.0. Успех не заставил себя долго ждать — игра не просто стала массовым явлением, она начала жить своей жизнью. Даже сами разработчики не ожидали такого развития событий — в CS играли как в сети, так и в компьютерных клубах, а киберспортивный турнир по игре мог организовать кто угодно и где угодно. Именно эта игра стояла у истоков киберспорта как такового вместе со Starcraft, Quake и Warcraft. Версии игры быстро менялись, но изменения не были слишком значительными. Своего апогея игра достигла в версии 1.6, которую многие до сих пор считают лучшей версией Counter-Strike за всю историю. Разработчики вспоминают, что даже тогда сообщество уже сопротивлялось нововведениям, считая 1.6 эталоном качества. Именно тогда авторы поняли, что только теперь им удалось создать ту самую идеальную Counter-Strike. После этого игра лишь пополнялась контентом и полировалась, а к моменту релиза в 2003 году Джесс и Мин впервые встретились и пожали друг другу руки.
Причина успеха
Причина успеха Counter-Strike заключается в её простоте. В отличие от других игр, здесь не нужно было заучивать комбинации клавиш, не нужно было погружаться в лор, чтобы понимать, что происходит, не нужно было обладать особыми навыками, чтобы конкурировать с другими игроками. Она была лёгкой и доступной, позволяя быструю кооперацию с другими игроками на любых уровнях — онлайн, по сети или просто на одном ПК с ботами. Купил оружие — беги и стреляй. Но самое интересное — это всегда любимая схема: easy to learn, hard to master («легко начать, трудно стать мастером»). В отличие от других бессмысленных шутеров, Counter-Strike была гораздо реалистичнее, медленнее и тактичнее. Здесь нужно было кооперироваться с командой, предугадывать ходы противника, а также совершенствовать реакцию и заучивать движения, которые сегодня стали классикой. Вошёл в игру и играй, ничего лишнего. Более того, игра была стабильной и отличалась великолепным балансом, а также имела систему античита, которую, правда, время от времени обходили различные новички. В конце концов, с технической точки зрения она была лёгкой, так что запускалась на любом «ведре».
А когда ты начал играть в CS и какую версию считаешь лучшей за всё время? Сегодня игра продолжает свой победный путь, а у нас для тебя очень вкусное предложение — это игровой ПК в стиле CS. Эта машина предназначена для настоящих профи и позволяет тебе играть в любые современные игры на максимальных настройках. Приобрести такой ПК можно на сайте Artline, а пока ты не ушёл — подписывайся на этот канал, ставь лайк и оставляй комментарий под этим видео.