UA  |  RU

Информация о польском Dead Space стала лучом надежды. Игра выходит и получает положительные оценки, что позволяет убедиться в собственной правоте и вновь провести несколько безумных и странных деньков в густой атмосфере от Bloober Team. Всё же не обошлось без «но», и за этими «но» мы отправимся в Польшу сразу в двух временных измерениях. Ну а перед этим оставлю ваше личное приглашение на сайт нашего интернет-магазина Артлайн, где ты всегда можешь купить топовую игровую сборку. Подбирай игровую периферию SteelSeries с солидной скидкой в течение следующих 8 дней.

 

СМОТРИ ОБЗОР НА YOUTUBE

 

Cronos The New Dawn – это фантастический survival-horror от третьего лица, существованием своим обязанный не только студии Bloober Team, но и многим другим легендарным играм жанра. С первых сведений игру окрестили польским Dead Space’ом, так как и визуальный стиль, и геймплейные элементы, и схема не просто похожи – они почти что родные братья. Вот только отцы были разные – одна игра опередила своё время, тогда как другая лишь наследует лучшее. И в этом нет ничего плохого, ведь всё новое – это хорошо забытое старое. Маркес вдохновлялся творчеством Кафки, Кобейн – песнями Битлз, а Глен Скофилд, отец того же Dead Space, вдохновлялся серией Resident Evil. Всё это идёт водоворотом в большом котле вдохновения, что кипит, а главное тут – правильно поймать вайб, чтобы атмосфера не переросла в тривиальный копипаст.

И с этим Cronos более чем справляется, ведь атмосфера здесь густая как борщ – ставишь ложку, и она стоит. Если быть лаконичным, то можно сказать, что Cronos The New Dawn – это Dead Space + Silent Hill. В сети я не раз натыкался и на другие сравнения типа Dead Space + Resident Evil, но на самом деле никаким «Резиком» здесь не пахнет. Важно понять, что Cronos The New Dawn – это не классический хоррор в плане напугать. Игра не зайдёт тем, кто знаком с хоррорами заочно или тем, кто пытается пройти какую-то культовую игру один раз в пару лет, а потом всю жизнь рассказывает, какие огромные кучи кирпичей он клал при прохождении. Cronos не позволит вам выстраивать под собой стены и хватать сердечный приступ – игра вообще почти не пугает, а когда пробует, то использует приёмы из Dead Space. И что самое интересное – все эти приёмы можно предсказать заранее, поскольку они выставлены как отсылка. Здесь даже локации выполнены часто как отсылка, взгляните лишь на детское отделение в больнице – почти копия лока из Dead Space 2. Поляки так хорошо обыграли всё это, что ощущаешь с увиденными местами какую-то странную связь, словно уже бывал здесь. Потому что действительно бывал: больница, психушка, станции метро – это типичные локации для хорроров. Даже вспомнить трудно, в каком хорроре не было бы психушки, такое впечатление, что именно с неё все они и начинаются, либо это некая обобщённая метафора. Что ж, вдаваться в такие глубокие размышления мы не будем, поэтому расскажем о центральной фишке визуального стиля, а именно – декадансной архитектуре польского Совка. Совок он и в Африке Совок: бетонные джунгли без вкуса и стиля, миллионы электрических глаз под потолком и маленькая натуральная ёлочка с советскими игрушками, которые уже никогда не выйдут из памяти. Именно такая стилистика будет преследовать нас первую половину игры, и, скажу я вам, какую-то родственную связь с этими местами ощущаешь, будто разработчики сделали твой задний двор. Вокруг лишь туман, пыль и снег, а также сплошная темнота, которую слегка прорезают фонари. С этого ракурса игра действительно несёт вайбы Silent Hill, но даже в отличие от неё, Cronos куда более спокойная и даже медитативная. На вас не будут вылетать сотни монстров за каждым углом, вас не будут пытаться напугать каждые 5 минут, да и враги здесь не ходят по одному – скорее это масштабные локации с боями и масштабные локации со спокойным исследованием + безопасные хабы. Ну а ещё глубже погрузиться в этот мир авторы предлагают с помощью записок, которых здесь может быть по 5 штук на одну квартиру. Некоторые проясняют лор, тогда как 95 процентов всех остальных – просто мусор. С записками ребята сильно перегнули, но никто не заставляет вас их читать – главное чекнуть, нет ли там какого-то кода от двери, чтобы не возвращаться полкарты назад.

Что мне больше всего понравилось в визуальной составляющей этой игры – это отсутствие лишних элементов на картах. Здесь вообще нет ничего лишнего, выложено только то, что нужно, без излишеств, превращающих локацию в трёхэтажный склад с металлоломом и сотней проходов. Локации в Cronos сначала максимально коридорные, потом начинают идти кругами, а после разделяются и создают немалые лабиринты, которые всегда мягко выводят тебя в первую точку сейва. Вообще первая половина игры слишком затянута и довольно медленно раскрывает её возможности. Уже после середины игра становится более драйвовой, тогда как до середины нужно больше шататься по разваленным хрущёвкам. И что самое важное – это скрупулёзное исследование каждого уголка. Если не будешь лазить по мусоркам, старым гаражам с Явами и разбитым хатам, будешь очень сильно страдать, так как эта игра НУ ОЧЕНЬ скупа на патроны. Серьёзно, вам просто необходимо шариться по каждому углу, иначе вы просто не сможете пройти локацию из-за нехватки патронов. Более того, даже это не гарантирует вам комфорта с ресурсами – очень много раз приходилось просто бегать кругами, чтобы с руки уложить нескольких монстров, ведь пуль – зеро. Это максимально тупые моменты в этой игре, которые просто плохо продуманы. Почему? Да потому что если бы они были продуманы, пули бы время от времени да и спавнились в небольших количествах в определённых местах, тогда как здесь даже на боссе не дадут дополнительных патронов – либо бейте с руки и выкручивайтесь, либо тухните, сэр. При этом патроны можно покупать и даже крафтить в два клика, однако их здесь всё равно катастрофически не хватает. Как эту ситуацию решить? Про усердный эксплоринг я уже говорил, поэтому скажу про прокачку – она сможет существенно минимизировать ваши проблемы, но рассчитывать на типовое дерево прокачки не стоит, так как здесь всё довольно специфично.

Качать вам нужно дополнительные слоты и два ствола: стартовый пистолет и дробовик. После вам накидают и узик, и карабин – оба оружия по факту одно и то же, и арбалет, который не очень арбалет, и даже ружьё, которое не очень ружьё. Я делал акцент именно на ствол и дроб, а арбалет использовал крайне редко, в основном на боссах, так как там с одного выстрела можно разбомбить Иран. Стоит отметить, что качать нужно огневую мощь, а в дробовике я ещё и скорость перезарядки подкинул и увеличенный магазин – большой магазин очень сильно помогает в прохождении, так как всегда остаются лишние пули, которые некуда складывать, ну а пули тут лишними никогда не бывают. Ах да, забыл сказать – игра имеет украинские субтитры! Другая ветка прокачки касается костюма, запала и гранат. Всё это качается за специальные ядра, рекомендую жать на количество свободных слотов, половину ХП и ресурсы. Слоты здесь – самая важная штука. Без свободных слотов вы просто не сможете вытянуть весь нужный лут, что влечёт за собой не только нудный бэктрекинг, но и повышение сложности самого прохождения. Ресурсы увеличиваем тоже, это даже важнее прокачки стволов, местами. Также советую постоянно носить в сумке болторез, чтобы круто фармиться, ну и четыре пушки вам не нужны – достаточно и трёх. Беда в том, что игра сыпет патроны как попало: три пули к пистолету, две к дробовику, девять к узи и т.д. Это вынуждает тебя постоянно носить много оружия, но так или иначе патронов всё равно не хватает. Уже после середины с этим чуть легче, так как игра больше превращается в шутер, чем в атмосферную бродилку. И тут переходим к главному – к бою.

Крутая атмосфера, интересный сюжет или топовый графический уровень не смогут спасти игру, у которой проблемы с геймплеем. В Cronos геймплей немного специфический, ведь шутерная составляющая тут пытается найти гармонию с исследованием. Если монстров накидывают, то делается это аренами и делается массово и динамично. Уже на первых этапах спавнится куча злых мазафакеров, которые хотят присосаться к вам как пьяная студентка третьего технического училища. И тут вас может схватить разочарование, потому что и стрельба, и враги выполнены куда хуже Dead Space 2007 года. Это просто кафельные памятники, которые прут на вас и пытаются хоть как-то дамажнуть. Тут нет уклонов, есть лишь спринт на шифте – зажал шифт и дави на педаль. Вас будут догонять, но когда догоняют, то сразу пытаются ударить, что позволяет снова отрываться и настреливать. Почему это не Resident Evil? Да потому что тут не надо точно стрелять в голову. Как в Dead Space, здесь работают элементы боди-хоррора – монстры могут эволюционировать с самого начала, поглощая мёртвые тела. Если не сбить скилл, они становятся мощнее и более бронированные, из-за чего нужно стрелять в незащищённые части тела. И хоть в игре даже есть перк на увеличение урона по голове, по моим наблюдениям лучшей тактикой является стрельба по ногам. Две-три пули в ногу сбивают противника, а потом его можно просто затоптать. Конечно, зависит от оружия, ведь прокачанный дроб с одного выстрела может снести ноги сразу двум врагам. Всё же постоянного акцента на стрельбе по конечностям как в Dead Space нет, просто старайся попадать и не позволять монстрам пожирать тела. Если же несколько уродов, особенно жирный, таки апнулись – грузим сейв, дядя.

Несмотря на то, что стрельба и бои здесь довольно примитивные, они не скучные и даже со временем доставляют. Игра постоянно учит нас спавнить ботов на бочки – это тут единственный способ валить целые когорты мутантов и не тратить патроны. Их можно ещё палить, но эта механика реализована здесь не слишком круто, легче юзать бочки и гранаты-липучки, которых тут вдосталь. Пушка наша – что-то вроде пушек из Control: пистолет перерастает в дробовик, арбалет и т.д., прикольный научно-фантастический приём. А вот урон с руки в игре очень слабый, хоть часто и может вытащить из патовых ситуаций. Его можно увеличить сущностями, но бустится не сильно, я проверял.

Другой пласт геймплея – платформинг. Он тут реализован благодаря грави-ботам, которые являются модифицированной отсылкой к Dead Space. Очень часто будем прыгать по разным платформам, да так, что даже подташнивать начнёт. Зато таким макаром можно убегать от врагов – иногда тактика просто дать на педаль тут является лучшей. Головоломки представлены блэк-холами, которые надо закрывать и открывать, работой электрика, который проводит ток, а также поиском ключиков и их манипуляциями. Время от времени будут босс-файты, которые максимально нудные и однообразные. Именно однообразие является ключевой проблемой Cronos. Количество врагов здесь можно на пальцах пересчитать, варианты испуга тоже, геймплейный стиль идентичен от начала и до конца. Авторы постоянно самоповторяются, так что несколько раз даже тех же боссов подкидывают. Уже под конец дают более массовые побоища и загадки в стиле Резидента, а до больницы будем лазить довольно коридорным миром. А вот уже с больницы начинается Silent Hill, где локация – это огромный лабиринт, в котором постоянно надо бегать туда-сюда. И это интересно, тем более локи ну очень атмосферные. Жаль только, что их исследованию постоянно пытаются мешать одним и тем же методом – налепкой на стены мутантов, которые внезапно хватают вас языком + зелёные тараканы, что взрываются. Здесь нет никакого стелса и нет возможности пройти как-то по-другому, что жаль, ведь это можно было бы реализовать. Но по лору – мы сознание в теле робота, который почти что Терминатор, так что и действовать будем как Терминатор.

Что касается сюжета, его можно описать одним словом – мрак. Сюжет тут ещё более мутный, чем сюжет Silent Hill 2, разбор которого вы можете глянуть на этом канале. Но если Silent Hill 2 – это история о глубокой травме и личной драме, то Cronos – это попытка хотя бы что-то в этой вселенной понять. Мы Путешественник во времени, который из будущего возвращается в прошлое, чтобы экстрагировать полезных людей, способных помочь с катастрофой. Всё человечество превратилось в монстров из-за какой-то пандемии, а мы что-то вроде слуги в культе организации Объединение, выполняющей приказы ради светлого будущего. Что это за Объединение или кто мы – об этом здесь почти не говорят, зато насыпают целую кучу бездарных персонажей лишь для разговоров. Реально, в этой игре все остальные персонажи кроме Героини и Надзирателя лишь для того, чтобы просто быть. По факту интересны лишь кат-сцены, где нет простого люда, и что самое интересное – это не слишком сильно отражается негативом на сюжете. Знаете почему? Да потому что тут хрен что поймёшь, если не читаешь все записки, которых тут миллион, и не лазишь по этим вашим интернетам. В ещё больший ступор вводят концовки этой игры, которые я не буду спойлерить. Скажу лишь, что существует ещё и третья, секретная концовка, которая является самой адекватной, но чтобы её получить, игру надо пройти два раза. Догадаться, кто здесь антагонист, легче, чем прогулять первую пару, а сама игра после прохождения вызывает много вопросов. Тут же ещё и варианты выбора в диалогах, которые почти ни на что не влияют – зачем они тогда, я хз, всё равно в конце делаешь выбор один из двух.

Разочаровала однообразность этой игры, а также мраморные противники без физики и довольно пластилиновая стрельба. Cronos’у очень не хватает геймплейного разнообразия, ведь 15 часов одних и тех же заданий и схем начинают надоедать. Также в игре невнятное музыкальное оформление, хоть тема на сейвах очень даже ничего. Есть определённые проблемы с оптимизацией, в основном они касаются подзагрузок локаций – это современная проблема большинства игр. Всё же иногда игра начинает лагать именно в определённых местах – смотришь на стену, и лагает именно там, тогда как оборачиваешься – и всё сразу становится good. Оптимизацию нужно сделать лучше, а также насыпать больше расширенных настроек вместо общих ползунков.

Во всём остальном Cronos The New Dawn очень даже достойный представитель своего жанра и обязательно заслуживает прохождения. Вот только игра зайдёт тем, кто любит именно такие медленные и атмосферные хорроры, поэтому если вы не большой фанат – Кронос может вам не зайти. Лично я с удовольствием проходил эту игру, она очень хорошо сделана, в ней вообще нет кретинских напрягов и всё тут довольно интуитивно понятно. Очень интересный лор здесь на заднем плане, поэтому надеюсь увидеть продолжение этой игры. Это твёрдая четвёрочка, хорошая игра в жанре, но ничего нового и революционного вы тут не увидите. Если уже играли – пишите в коммент ваши впечатления и подписывайтесь на ARTLINE PLAY.

Вопросы

Время прохождения Cronos The New Dawn
Игру можно пройти за 11-15 часов
Как увеличить выживаемость в Cronos The New Dawn?
Качайте костюм на ХП и больше слотов
Как экономить боеприпасы в Cronos?
Старайтесь спавнить врагов на бочки и детально исследовать мир
Как убить первого босса в Cronos The New Dawn?
Стреляйте в бочки, чтобы его поджечь, а после по трем точкам на теле