UA  |  RU

Сегодня соулслайки похожи на пенсионеров – появились давно, живут до сих пор и не хотят освобождать место молодым. Жанр прошёл путь длиной в 16 лет тернистой популярности и он не собирается останавливаться. Вернее, останавливаться не собираются всевозможные разработчики, которые тоже хотят прикоснуться к хайпу, отдающему ароматом дома престарелых. Каждый год рекламируют какой-нибудь новый соулс, который уже через пару недель навсегда забудется, зато на него обязательно выйдет сто тысяч обзоров от мастодонтов Ютуба, чтобы тот смог окупиться и уже через год-другой выпустить следующий, почти идентичный соулс, только под другим названием и слегка в другом антураже. Этот ежегодный соулс-марафон сбивает с толку, из-за чего никогда не знаешь, где действительно хорошая игра, а где очередной проходняк в жанре. Сегодня об этом и поговорим, а перед этим рекомендую вам заглянуть на сайт нашего интернет-магазина после просмотра этого видео, ведь именно там можно купить топовый игровой ПК, а также попасть под акцию, как 30% скидки на игровую периферию Hator.

 

СМОТРИ ЭТОТ РОЛИК НА YOUTUBE

 

Что нужно для создания игры в жанре соулс? Вам нужен мрачный и гротескный антураж тёмного фэнтези в не менее тёмном мире, который обязательно должен тухнуть; герой должен быть ноунейм бомжом, который на самом деле является избранным и должен спасти мир; завозим типичную боевую систему, хардкор и огромный лабиринтный мир, пишем скрытый лор, освещаем его в описании предметов, а также добавляем целую кучу разнообразных противников с разными таймингами атаки – и у нас есть игра, которая рвёт задницу как острый чили.

Ребята из FromSoftware заложили этот фундамент ещё в 2009-м, а после он бурным потоком разлился в первом Dark Souls, который в своё время съел не только ваши нервы, но и подарил очень необычный опыт, будто отсылая нас к старым играм на Плойке, которые когда-то называли просто бродилки. Времена меняются, а вот формула от FromSoftware — нет. Это заставило многих копирайтеров пошевелить мозгами в вопросе «Как сделать свой соулс аутентичным». И возможно ли вообще сделать аутентичной игру, которая всё заимствует из другой игры и во всём её копирует? Вопрос непростой, но искать на него ответ сегодня не нужно, потому что мы станем свидетелями совершенно другой стратегии, стратегии, которая заставляет хмуриться.

Так как рецепт соулса прост, некоторые авторы сегодня решают слегка отойти от него и немного похимичить. Такой химией занялись корейцы из студии Round 8, которая за свою историю выпустила лишь одну игру — Bless Unleashed, но та не увенчалась успехом. Ребята решили сыграть корейского Хайзенберга, не зная, что каждый из нас уже давно Густаво Фринг. Они берут сказку о Пиноккио и стилизуют её в формате тёмного фэнтези, где мир — это эстрада с куклами, только последние вышли из-под контроля. Наш каре-lover не только добрый лгун, но ещё и хороший дуэлянт, так что мы выбираем один из боевых стилей и отправляемся на поиски Папы Карло.

Богатенький Буратино — это точно не про нашего парня. А вот дубовый чувак — это как раз про него, как и про большинство игровых элементов этого шедевра. Похоже, что для большего реализма игру про деревянного парня действительно сделали деревянной — настолько неотзывчивого управления я давно не видел. Такое ощущение, что наш парень думает не мозгом, а стружкой в своей голове — настолько тут всё туго. Но, чтобы ты не особо напрягался, авторы дали тебе всего лишь две атаки, которыми ты будешь забивать противников столько, сколько надо! Две атаки, Карл! А что если я скажу тебе, что в этой игре нет парирования? То есть, нарезной камень жанра соулс сюда просто не добавили. Вместо парирования, которое позволяет быстро и технично разбираться с противниками, тут добавили блок. Есть просто блок и есть суперблок. Просто блок отнимает ХП за защиту, но это ХП ты сразу же отбиваешь ударами, тогда как суперблок ХП не отнимает, но чтобы его поймать нужна не просто мастерство, а колоссальная удача. На суперблок тут дают 10 кадров, тогда как в Sekiro на парирование дают 30 кадров. Всё ли с вами в порядке там, химики? Из-за этого поставить такой суперблок получается в большинстве случаев только благодаря удаче, а не невероятной реакции, и это крайне важно, поскольку этот соулс — это не удар, откат, удар, это в прямом смысле изматывание противника и наоборот. Авторы тут реализовали геймплей а-ля удар-блок-удар-удар, но ты, конечно, можешь работать и на уклонениях, вот только суперблок работает гораздо выгоднее, в отличие от доджей. Ко всему этому добавьте ещё и руку, которую можно модифицировать. Это просто + дополнительный скилл — могу притягивать канатом пиво, вот.

Соулсы отличаются сильной наполненностью мира, а сам мир на каждом шагу подкидывает скрытые фрагменты со своей историей. В Lies of P подобного вы не найдёте, кроме целой кучи всякого бомж-лута, конечно, а сам мир — это тупо коридорный проходняк с двумя закутками на лут и ползагадкой как открыть дверь. Тут даже мобы разложены от напасти: 1–2 манекена, один жирный манекен, один–два манекена — так и работаем. Если в том же Dark Souls 1 ещё в 2011 максимально грамотно и интересно расставляли врагов, то тут их накидали просто, чтобы не было скучно. Каждый уровень выглядит хоть и красиво, но полностью пустым, тем более он редко бросает вызов — падаешь в основном из-за сложности с поворотом камеры на джойстике, чтобы пройти дальше. Ах да, тут же и вертикальность добавили! А ещё можно прыгать — прыгать надо редко, потому что платформинг тут просто ужасный. На джойстике кнопка прыжка — это та же кнопка бега, только во время бега нужно нажать её дважды. Если случайно нажать на левый стик, персонаж тоже прыгает — и именно это часто приводит к смертельным падениям. К слову, игра не поддерживает Dualsense, поэтому чтобы поиграть на этом геймпаде нужно загрузить прогу-эмулятор Xbox-геймпада.

Ни боссы, ни рядовые противники в этой игре не вызывают какого-то интереса. Это строго заскриптованные манекены, которые реагируют на урон, но у которых 1–2 атаки. Иногда это вообще выглядит вот так — очень мощный экшон. В этой игре нет таких авантюр как в Соулсах — пойти какой-нибудь тёмной дорожкой и выйти чёрт знает где, нет, тут всё строго прямо, а ещё на уровне обязательно должен быть какой-то заныканный вентиль, который надо повернуть, чтобы открыть проход, но искать его придётся кругами довольно долго, потому что часто не понимаешь, что от тебя хотят. Графон на уровне 17-го года, музыкальное наполнение в этой игре вроде есть, а вроде и нет, ну а сюжет — кто вообще приходит в соулсы за сюжетом? Тут та же история с кучей всяких НПС, которые бесконечно накачивают вас ненужными предложениями. Ах да, ещё тут можно крафтить пушки, чтобы немного изменить боевой стиль, то есть — поменять 2 анимации атаки на другие две. А ещё эти пушки ломаются, из-за чего их надо постоянно точить — в чём прикол, если можно просто вырезать механику заточки и не напрягаться за каждым углом? Ну, выглядит прикольно, все пикчи сделали с этим, типа АУТЕНТИЧНЕНЬКО. На деле же я просто заставлял себя играть в эту игру, настолько она никакая. Эти ребята не просто переделали жанр под себя, они уничтожили то, что очень хорошо работало, и накинули того, что вообще не нужно.

А вот с Wuchang: Fallen Feathers дело движется в другом направлении. Игру описывают как мрачный китайский соулс, тогда как я назвал бы это соулсом с Алиэкспресса. И что самое интересное — это то, что боевая система в этой игре значительно лучше, чем в Lies of P, но, как вы уже поняли из её присутствия здесь, что-то да пошло не по плану.

Wuchang стартовала с 24% положительных отзывов, что говорит о провале. Так как количество положительных отзывов или всякие оценочки далеко не всегда, а в большинстве и никогда не дают объективности, я решил проверить сам, всё ли тут так плохо. И, скажу я вам, что хоть игра и выглядит будто сделана под Арсеналом Міцним, но она даёт хоть какие-то эмоции — и сейчас я не про похотливую и даже кринжовую модельку героини, которая реально портит всю атмосферу. Я был глубоко удивлён, когда узнал, что игру делали на Unreal Engine 5 — выглядит она как жертва косметического салона, а звучит как приступы диареи в сельском туалете. Ради Гейба, вы же азиаты, где все эти восточные мотивы, если игра в прямом смысле косят под Секиро? Авторы подумали: «Надо с самого начала накинуть такого дерьма на вентилятор, чтобы никто вообще не понял, о чём тут речь» — и у них это получилось! Не спрашивайте меня про сюжет, потому что в этой игре столько ненужных и длинных диалогов, сколько ненужных и длинных стихов приходилось учить в ранние годы. Если бы их нельзя было скипать, можно было бы спокойно добавлять в игру режим сна. Мир сделан по модели Дарк Соулс — типа побегай кругами, чтобы открыть короткий проход, беда лишь в том, что он ну максимально коридорный и ещё и жутко дешёвый — тупо собачьи тропки какие-то с точками сейва, между которыми можно разместить две планеты Сатурн, настолько далеко и долго надо бежать. Расставлены они тут максимально отвратительно, из-за чего после смерти приходится бежать довольно продолжительное время, чтобы в конечном итоге упасть с лестницы и разбиться насмерть. Падения тут — одна из самых опасных вещей.

А вот боевая система вышла довольно неплохой, тем более тут можно очень обширно прокачивать персонажа и давать ему новые перки. В игре четыре варианта разных ударов + всякие комбинации, которые реально работают. Оружие меняет стиль боя, а также каждое оружие имеет свой пласт прокачки. Есть суперспособности, бэкстэбы, но нет парирования — парирование есть лишь у определённых пушек или перков, поэтому тут уже нужно под себя делать сборку, как это есть в нормальных соулсах. В целом, боевая система очень даже неплохая, но сама игра вышла довольно жёсткой. Потерять ХП тут можно очень быстро, а потом надо по тем же тропам идти к тому же месту и делать всё то же самое, что бесит. Игра не имеет наполненности и больше выглядит как техническое демо, чем самостоятельный продукт.

Что в итоге? А в итоге новые соулсы даже не могут предложить тот уровень, который в своё время задали FromSoftware. В таком случае у меня возникает вопрос: «Для кого и зачем выпускать эти игры?». Как вы думаете на них заработать, если это довольно нишевые проекты, которые понравятся лишь тем, кто играет только в соулсы? Людям уже давно надоели подобные игры, тем более если хочешь поиграть во что-то классное, всегда можешь сыграть в Elden Ring или куда более интересные заменители, такие как Mortal Shell, к примеру. Mortal Shell — это максимально атмосферный копипаст соулсов. Игра не просто затягивает тебя в свой сказочный и тёмный мир, она сразу же вызывает к нему интерес, а также бросает адекватный вызов с классической боевой системой. Игра довольно короткая, но с хорошей сложностью и очень атмосферная — это яркий пример хорошего соулса, но одновременно и яркий пример хорошего копипаста. Получается так, что тут ни чего-то нового предложить не могут, ни создать ничего качественного, не используя классическую формулу. Вполне возможно, что уже через пару лет мы забудем, что такое соулсы, а игры от FromSoftware станут просто маркером олдового задрота.