UA  |  RU

Играя в Сталкер 2, все мы замечали нечто странное. Это странное касается карты и расставленных на ней объектов, которые далеко не всегда совпадают с опытом, полученным из предыдущих частей. Если же начать рассматривать всё более пристально, то во многих местах выйдет изрядная бессмыслица, о которой мы и поговорим сегодня. Я Андрій Безсовісний, вы на Артлайн Плей, и перед началом оставлю ваше приглашение на сайт нашего интернет-магазина, где вы всегда можете купить топовый игровой ПК. Получи 25% скидки на продукцию Razor к Рождеству.

 

СМОТРИ ЭТОТ РОЛИК НА YOUTUBE

 

Зона в Сталкер 2 изменилась. Изменилась не только визуально, облачившись в красочную графику, но и технически. Взглянув на карту, теряешь ориентир, так как карта Сталкер 2 не просто больше предыдущих, она во многих местах другая, даже не просто новая. Разработчики кропотливо переработали карту Зоны, адаптировав её под современные реалии собственных потребностей. Это означает, что множество старых мест теперь находятся на местах новых, и это слегка вносит путаницу, так как начинаешь терять ориентир, сложившийся ещё с 2007 года.

Но не так важен ориентир топографический, как ориентир сюжетный. Дело в том, что подобные изменения в карте негативно отражаются на предыдущих играх серии. Изменения в локациях, в их местоположении превращают сюжетные нарративы предыдущих игр в абсурд, и увидите вы это на собственные глаза.

Чтобы как можно чётче вникнуть в детали новой карты и изменений, которые её касаются, рассмотрим всё на примере путей протагонистов трёх предыдущих частей. Хронологически стоит начать с Чистого Неба, но всё же я настаиваю именно на Тени Чернобыля — как первой и как первой для всех олдов. Итак, Стрелок разбивается на грузовике смерти на Кордоне, его спасает Рыжий и относит к Сидоровичу. Вникать в детали сюжета здесь мы не будем, так как полный пересказ уже давно есть на канале и тут. Кордон в Сталкер 2, пожалуй, наиболее соответствующая локация предыдущим частям. Изменений здесь немного, поэтому путь Стрелка можно отследить легко. Он мутузится с бандосами на АТП, идёт к Сидору, потом к Лису, тот отправляет его на Свалку.

И тут возникает первое изменение — Свалка теперь не по прямой северной дороге. Появился Дикий Остров и Малая Зона, поэтому Свалка перекочевала выше. Скорее всего, Стрелок прошёл через Залесье, а после вышел к Депо. Здесь довольно соответствующе всё выполнено Тени Чернобыля, так что Стрелок проходит Агропром, его подземелья, военную базу, а после идёт на Росток к Бармену. Как видим, на карте Сталкер 2 он делает очень большой круг, а мы знаем, что возвращался он именно через Свалку — играли за Стрелка все.

После наш герой направляется к Х-18 через Тёмную Долину, которая тут тоже переехала, но постаралась сохранить свои географические координаты на недалёком востоке. Тёмная Долина тоже прекрасно изображена, хоть и с новыми штрихами, а вот после Х-18 возникает проблемка, так как теперь появился Дикий Остров, который уничтожил прежнюю тропу на Кордон.

В точке Тёмного мы видим, что туннель там закрыт, и в любом случае эти пути соединить невозможно, поэтому здесь путь Стрелка впервые фейлится. Допустим, что он пошёл через Дикий Остров, как мы ходили в Сталкер 2. Километраж наматывается нереальный, но мы движемся быстро, и вот уже с Ростка направляемся к Янтарю, где нас встречает второй фейл.

Перенос Янтаря — очень плохая идея, которая разрушает сразу как сюжетный, так и топографический аспект игры. Янтарь должен был бы находиться где-то западнее Агропрома на карте Сталкер 2, вместо этого он вообще переехал выше и стал под Рыжим Лесом. С Янтарём и в предыдущих частях были фейлы. Мудрый доктор Сахаров так и не узнал в нас Стрелка, но это уже другая тема. Меченый лазит на Янтаре, идёт в лабу, выходит из лабы, возвращается на Росток.

После мы в очередной раз видим конские забеги Стрелка на дальние дистанции, которые мало что имеют общего с реальностью. Он встречается с Доктором в тайнике, а после направляется к Выжигателю мозгов, чтобы его отключить. Здесь нас встречает третий фейл, один из самых масштабных и абсурдных — Военные склады.

Военные склады на карте Сталкер 2 вместе с деревней кровососов переехали ниже, поэтому вместо севера Стрелок, выходит, шёл на юг. Это не имеет никакого смысла, так как именно в конце локации Военные склады находился Барьер, такой себе пункт пропуска в Центр Зоны, который охранялся Монолитом. Можем ли мы отыскать Барьер в новом месте? Нет. Его остатки перенесли западнее вместе с самим Выжигателем мозгов, что тоже создаёт мало смысла. В Сталкер 2 здесь создали целый новый регион Малахит, а это означает то, что Выжигатель никогда не находился в начале пути к Центру Зоны. Этот факт полностью уничтожает привычный для нас лор из предыдущих игр. Каким макаром тогда защищался Центр Зоны и работал ли этот выжигатель по блютузу — теперь неясно вообще.

Что ж, судя по карте Сталкер 2, Стрелок в очередной раз совершает невероятный забег и идёт к Центру уже через Рыжий Лес и Янов. Следующее изменение — перенос Припяти. Если в Тени Чернобыля она стояла прямо перед станцией, то в Сталкер 2 переехала на своё правильное географическое положение. Стрелок заходит в мёртвый город и идёт за декодером, а после направляется к станции, которая спряталась у нас здесь за облаками. Стрелок заходит в Саркофаг и уничтожает О-Сознание.

Теперь перейдём к Чистому Небу, чья карта повторяет карту Тени Чернобыля, но добавляет новые локации. На карте Сталкер 2 события игры начинаются вот здесь, даже тела учёных можно найти в вагоне поезда. Шрам просыпается на базе Чистого неба на болотах, идёт на вышку, где его накрывает выбросом, а затем выполняет задания по зачистке болот. Все места есть на новой карте, так что едем дальше и выходим на Кордон — здесь у нас первый фейл, поскольку Кордон теперь не возле болот, а довольно-таки далеко.

Судя по карте Сталкер 2, Шрам должен был бы пойти мимо точки профессора Лодочки с бандосами, но, как мы знаем, вышел он под пулемётным огнём ниже деревни новичков, поэтому можно предположить, что он либо плыл на лодке, либо знал какой-то короткий путь, которого в Сталкер 2 вообще не существует. Здесь ничто ни с чем не сходится, поэтому едем дальше и идём на Свалку — та же дилемма, что и у Стрелка.

В Тёмной Долине тоже имеем ту же историю, а после Шраму дают по макушке в том же самом подвальчике. Мы мутузимся на Свалке, потом на Агропроме, где нас встречает ещё один фейл, а именно — отсутствует подорванная пещера со снорками в Сталкер 2, словно Шрама там никогда и не было.

После сокращённым путём Шрам выходит на Янтарь, который теперь на севере, так что герою пришлось идти в обход Свалки техники. Шрам помогает учёным, чтобы открыть дорогу к Рыжему лесу в предыдущих играх, тогда как в Сталкер 2 это не имеет смысла, потому что дорог к Рыжему лесу столько, что задолбаешься ходить.

Далее Шрам пытается догнать Стрелка, но тот подрывает за собой туннель в Рыжем лесу. Шрам идёт через лес к Леснику, и тут мы видим, что всё абсолютно изменилось. Новый Рыжий лес почти не имеет ничего общего со старым, а дальше вообще начинается полный абсурд. Лесник отправляет нас на военные склады, чтобы связаться со сталкерами, которые проникли в Лиманск.

Теперь военные склады находятся в Горелом лесу, что полностью разрушает сюжетный аспект Чистого неба. То есть Шрам столько шёл назад, а потом ещё и столько же возвращался? Через Янтари, Ростки и другие заповедники? Слабо в это верится, тем более вышек в той локации и так достаточно — можно было даже на саму хату Лесника залезть, чтобы поймать Киевстар.

Что ж, забеги уровня Тур де Франс всё-таки приводят нас в Лиманск, которого пока что нет на новой карте, а после наши герои оказываются уже на станции через подземные катакомбы, что всегда очень удобно во вселенной Сталкер.

Тут столько всяких подземных катакомб, что целый город туда можно запихнуть, но нам так и не дают туда заглянуть. Дальше сюжет нам известен — зомбирование Шрама и Стрелка, кулисы.

Зов Припяти тоже пестрит абсурдом, если сравнивать путь Дегтярёва и карту с картой Сталкер 2. Хотя карта Зова больше не выглядит логичной, она довольно близка к Сталкер 2. Дегтярёв начинает с Затона, который теперь находится выше болот, а не возле Янова и Припяти. Это логично, потому что и в реальности оно так, тем более слишком близко такая нубская локация находится к Центру Зоны. Майор начинает искать вертолёты — некоторые из них действительно есть в Сталкер 2, тогда как другая часть растворилась или просто исчезла. Это второй фейл, подкреплённый вертолётом в Железном Лесу, который теперь не находится на Затоне, а расположен выше Ростка, и это закрытая локация, так как она будет фигурировать в DLC. Путь Дегтярёва выглядит наиболее логичным на карте Сталкер 2. С Затона мы идём на Янов, который так же находится перед Припятью. Там тоже ищем вертушки, одна из которых вообще где-то за картой Сталкер 2 — места с минами в игре нет. Дегтярёв идёт с командой через Юпитер и выходит в Припяти, где сразу же лутает Гаусску. Тут подкрадывается третий, самый большой фейл — Дегтярёв возвращается на Затон, чтобы выяснить детали про Гаусску, и это абсолютно оторванное от реальности путешествие. Тем более нас в очередной раз отправляют в Железный лес, который теперь имеет другое местоположение. Дальше сюжет вы знаете, и его можно воспроизвести на карте Сталкер 2, но всё это выглядит более чем абсурдно.

Разумеется, разработчики переработали карту так, как им удобно, и это абсолютно нормально. Но стоило ли жертвовать лором ради новых экспериментов? Возможно, разработчики не вспоминали всех деталей, когда переделывали карту. С другой стороны, исследуя эти карты, мне показалась действительно классной идеей мысль о том, что Стрелок проходит почти один и тот же путь дважды, даже не осознавая этого. Да ещё и как проходит! Такой километраж даже Спринтер из 95-го не наматывает, тогда как наши герои делают это на раз-два. Тут можно поискать оправдания, мол, это всего лишь легенды, истории, однако мы же прожили с вами эти истории от первого лица вместе с героями, мы же знаем, как оно было на самом деле. И даже если в кат-сценах Скиф изображён с пистолетом, а Стрелок проходит к центру с короткоствольным Калашом, это не означает, что так оно и было. Скорее, это указывает на то, как сегодня выглядит технология захвата движений с актёрской игрой в небольшой комнате. Воссоздать операцию «Монолит» во всём её масштабе на данный момент просто нереально, так что и воспринимать кат-сцены за чистую монету тоже не стоит.